Толкование на Ис. 43:27

Свт. Иоанн Златоуст

Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня

См. Толкование на Ис. 43:26

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 27-28 Отцы ваши первии согрешиша, и князи ваши беззаконноваша на Мя. И оскверниша князи святая Моя, и дах погубити Иакова и Израиля во укоризну

Говоря: Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну, Он вместе с тем знал, что некоторые воспротивятся сим словам и скажут: если Ты почтил Израиля прощением, если у него настало некоторое полное спокойствие, если он очищен от скверн, если омылся от нечистоты древних преступлений; то как или за что он подвергся наказаниям, будучи истребляем мечами врагов, потом сделавшись пленником, потеряв родную страну и подпав власти и игу своих победителей, так как он предан был воинам, пришедшим из Вавилона?

Посему он отвечает на это, говоря да судимся, и утверждает, что они сами были виновниками сего и сами навлекли это на свои собственные головы. Ибо отцы ваши, говорит, и князи ваши беззаконноваша на Мя. Называя нам здесь отцов, не просто только обвиняет предков, но более кажется желает указать и еще нечто следующее. И избранные для священнодействия мудрецы и законоведы обыкшие детоводить подвластный им народ, могут быт названы отцами и князьями, равно как и вождями подчиненных им. Посему, когда какие-либо беззакония совершаются не простым народом, а напротив теми, которым следовало исправлять преступления и других; тогда неизбежное и должное наказание нечестивцев становится наконец делом необходимым. Итак те, говорит, которые заступают место отцов и получили начальство над вами, беззаконновали на Мя. Говоря: на Мя указывает на то, что непристойные и нечестивые преступления их совершены не против одного из нас, но против самой славы сущего превыше всего Бога.

Рассуждаю так. Если кто обидит одного из ближних своих, подвергнув его своей жестокости и насилию, или другим каким-нибудь способом; то хотя он и погрешает, но против такого же по природе человека, а не против Бога. А кто отвергает служение Ему, подчинил себя обману демонов и поклонился им, тот восстает против Бога и сколько зависит от самого идолослужителя низводит Его с престола Божества и пытается лишить Его превосходства и славы, Ему только Единому подобающих. Сие-то и совершили некогда Израильтяне: ибо они служили идолам и сказавши здравствовать священным откровениям не хотели преклонить Богу свою надменную и жестокую выю.

Посему Он обвиняет их и говорит: священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастырие нечествоваша на мя (Иер. 2:8); и опять: вскую глаголете ко мне? вси вы нечествовасте и вси вы беззаконновасте ко мне, глаголет Господь Вседержитель (Иер. 2:29) Итак, оскверниша, говорит, князи святая Моя; ибо они возъимели дерзость ставить памятники демонов не только в Иерусалиме, но и могли бы быть уличены как совершители такого нечестия и в самом божественном храме, почему Бог всяческих сказал о синагоге Иудейской: почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзости? (Иер. 11:15), называя мерзостью искусно сделанную статую и изображение Бога. Оскверняются святая и другим образом, если пренебрегается кем-либо то, что заповедано было совершать во славу Божию с благоговением и свято и если некоторые ни во что вменяют преступление Его божественных законов. Итак поелику отцы ваши, говорит, беззаконноваша на Мя и оскверниша князи святая Моя, то и Я дах врагам погубити Иакова, и позором облек Я за это Израиля.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня

См. Толкование на Ис. 43:25

Лопухин А.П.

Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня

Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня… Евреи всякий раз, когда хотели выставить свою праведность и близость к Богу, ссылались на заслуги своих патриархов - Авраама, Исаака и Иакова, своих первосвященников и вождей - Моисея, Аарона, Самуила и др. Господь теперь и поражает их в самое больное и чувствительное место: Он говорит, что даже они - прославленные родоначальники и вожди еврейского народа - и то далеко не были безупречны в своей жизни и в своем нравственном поведении, о чем свидетельствует беспристрастная библейская история каждого из них (Быт. 12:13, 18; 17:17; 20:2 и др.). Еврейский текст имеет слово «праотец», которое многих экзегетов соблазняет искать какой-либо определенной исторической личности (Адама, Авраама, Иакова и др.). Но LXX термин - abicha перевели: «οἱ πατέρες ὑμω̃ν», т. е. как собирательное имя, что гораздо лучше выражает общий смысл текста. Если «отцы» только согрешали, а потом снова восставали и достигали, при содействии Божественной помощи, высокой праведности, то «ходатаи» твои совершенно отступили от Меня. Под этими богоотступными ходатаями всего правильнее будет разуметь «ложных священников и пророков», которые особенно умножились в предпленную эпоху, по свидетельству истинных пророков (Иер. 5:13; 14:15; 13 гл.; Иез 14:9; Соф 3:4 и др.).

См. также Толкование на Ис. 43:22

Толковая Библия.