Толкование на Ис. 44:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ныне же слыши, рабе Мой Иакове , и Израилю, егоже избрах

Этими словами Он открывает, что Он есть страж их и что причиной и началом их наказания служат они сами, так как Он предал любезного и избранного друга наказаниям не бесполезно и не без желания его исправления.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ныне же слыши, рабе Мой Иакове , и Израилю, егоже избрах

Напомнив о прошлом и ясно раскрыв преступления, за которые отступник Израиль предан на погибель и поругание, снова возвещает им непамятозлобие свое и желает восстановить их к всесовершенному и непорочному благопослушанию. Как бы опустив время неразумия, когда тот, кто был любим Богом и имел закон, оказался преступником, опять назначает им другое время, говоря: ныне. С этим, думаю, сходны следующие слова: днесь аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании (Пс. 94:8). В прошедшее время, говорит, против тебя явилось весьма сильное и совершенно справедливое обвинение: ибо ты низверг себя в отступничество, чрезмерно оскорбил Меня, отвергая детоводительство закона, устремляясь к тому, что не позволительно, и ввергая себя в преступления непослушания. Бог говорит, пусть это будет оставлено.

Ныне же слыши, то есть, отбрось помысел свой надменный, познай Своего Владыку, подклонись под иго благопослушания, помыслив, что ты наименован отроком (рабе) Моим. Я соделал тебя и избранным из всех, очевидно народов, живущих на земле. Ибо егда разделяше Вышний языки, яко рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня людие Его Иаков: уже наследия Его Израиль (Втор.32:8,9). Так Он пристыжает и как бы изобличает преступивших закон и безмерно оскорбивший Его, – тех, которые были Ему вместо чад и находились в. числе избранных.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-5 А ныне слушай, Иаков раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создающий тебя и образующий тебя, от чрева [матери] помогающий тебе. Не бойся, раб Мой, Иаков, и самый праведный, которого Я избрал. Ибо Я изолью воды на жаждущую и потоки на изсохшую: излию дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомство твое. И будут расти между травою как ивы при потоках вод. Один скажет: ,«я Господень», и другой будет призывать именем Иакова, а иной напишет рукою своею: «Господень» и прозовется именем Израиля

Где народ иудейский обвиняется в неверии и в поругании, там он называется без особых эпитетов, одними именами: ты, Иаков, не призывал Меня, и ты, Израиль, не трудился для Меня, и потом: Я предал Иакова на убиение и Израиля на поругание (Ис. 43:22, 28). Но когда обращается с речью к лику апостолов, происходивших из иудеев, то присоединяются и особые названия.

Слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал: чтобы сначала было рабство, а затем избрание. Так говорит Господь, создавший и образовавший тебя, помогавший тебе от чрева, так что даже во чреве матери ты держался за пяту брата (Быт. 25), или сохранивший тебя при начале возникновения Церкви от преследователей.

Не бойся жестокости их, раб Мой, Иаков, и самый праведный, которого Я избрал. Другим именем Он называет Израиля; потому что еврейское слово isurun другие переводчики перевели ευθυτατον ила ευθή, то есть самого праведного или праведного, одни только LXX: возлюбленнейший, присоединяя от себя Израиль. Ибо Израиль (Israel) у евреев согласно с начертанием означает собственно праведный Божий. Мужа же видящего Бога означает это слово не по начертанию, а по произношению. Поэтому и книга Бытия называется ευθείς, то есть праведных, Авраама, Исаака и Израиля.

Итак, не бойся, Иаков и Израиль, потому что Я изолью воды на жаждущую и изсохшую, о которой часто говорилось. И излию или возложу дух Мой на семя твое и благословение Мое на потомство твое, которое водою и Духом Святым возродится в крещении. Это и Спаситель в Евангелии обещал говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет. И тотчас присовокупляется: сие же рече о Дусе Святом, его же хотяху приимати верующии (Ин. 7:37, 39). Сравнивает также возрождающихся в крещении с зеленеющими травами и ивою, вырастающею при потоках вод: и вопреки природному свойству приносит плоды та, которая прежде была бесплодною или семя которой, принятое в пищу, делается бесплодными. Это именно в первом псалме читается: и будет яко древо насажденое при исходивших вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Пс. 1:3). Другие под травами и возрождающимися ивами разумеют двоякое призвание, и именно под травами— народы языческие, а под ивою— уверовавших из Израиля.

И вместе с тем описывает разнообразие верующих: один скажет: «я Господень», будучи уверен, что он имеет дела правды, другой будет призывать,— подразумевается: грешников,— именем Иакова к покаянию, чтобы и они оставили пороки и грехи. Иной напишет рукою своею «я Божий» [или Господень] или, как перевели LXX: будет писать на руке своей «Божий я» хвалясь при первом начале служения Христу тем, что он воин.

И прозовется именем Израиля. Ибо не все из Израиля, но большая часть из среды язычников прозовется именем Израиля, приняв закон и пророков и все дарования Духа Святого, обещанные народу Израильскому.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал

А ныне слушай, Иаков… и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал… Настоящая глава начинается совершенно таким же контрастом ближайшему контексту, как и предыдущая. Два первых ее стиха содержат в себе ряд эпитетов или обращений, уже знакомых нам по предшествующим объяснениям (Ис. 41:8-9; 42:19; 43:1, 21). Основываясь на этих параллелях и принимая во внимание контекст речи (именно, что общая масса Израиля была только что перед тем пророчеством осуждена и отвергнута), мы должны относить это обращение не ко всему в общем недостойному Израилю, а к лучшей, избраннейшей его части, к тем истинным чадам Авраама, которые явились по обетованию (а не по плоти только) его наследниками, т. е. сохранили правильное богопознание и вошли в лоно новозаветной Христовой церкви. Утешая своих современников, пророк и говорит, что не весь Израиль погибнет, что и среди него сохранится «семя свято - стояние его». К этому-то избранному остатку (Ис. 10:21; Рим. 9:27) и направлено утешение пророка, что отчасти подтверждается и самым подбором эпитетов («раб Мой», «возлюбленный», «которого Я избрал»).

Толковая Библия.