Толкование на Ис. 44:9

Свт. Иоанн Златоуст

Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены

См. Толкование на Ис. 44:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 9-12 И не послушаша тогда созидающии, и ваяющии вси тщетны , творящии желания своя, яже не упользуют их: но посрамятся вси созидающии бога и ваяющии вси неполезная. И вси, отнюдуже быша, изсхоша: и глусии от человек да соберутся вси, и да станут вкупе, и да посрамятся, и устыдятся вкупе. Яко наостри древоделатель сечиво, теслою содела, оное, и свердлом состави е, и длатом издолбе е, и содела е крепостию мышцы своея: и взалчет, и изнеможет, и не напиется воды

Чрез эти слова открывает страшные и весьма тяжкие преступления отступников. Если, имея такое удостоверение в том, что кроме Его нет иного по естеству и истинно Бога, и если, из самого совершившегося будучи убеждены, что Он един, они ниспали до такого безрассудства, что, когда и сам закон явственно взывал к ним и говорил: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши (Втор. 6:13; сн. Мф.4:10), и: да не сотвориши себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею (Втор. 5:8; сн. Исх. 20:4), ни во что вменили послушание ему, а наоборот, не боголюбно обратились к тому, чтобы делать и образовывать богов из древ и камней: то конечно тщетны таковые, и весьма справедливо, ибо дойдя до сего не по какой либо необходимости, но скорее исполняя (творящии) желания своя, они оказались любителями суетности (тщеты). И подлинно, какая польза от камня и древа? Итак, делание идолов может быть представляемо как плод неразумного совета и явное дело пустых соображений.

Однако, что такое дело не безвредно, это предизъявляет, говоря: посрамятся вси созидающии бога, и ваяющии неполезная. И вси, сколько их ни было, изсхоша, и глусии от человек. Если сказанное принимать относительно самих рукотворенных (идолов), то полагаем, что «изсхоша» должно понимать в смысле: погибли. Если же прилагать к самим обыкновенно делающим таковое (идолов), то и о них можно хорошо разуметь тоже самое; потому что о них сказано, как о бесплодных растениях, если они оказываются негодными и вырубаются наконец для пламени и сожжения (Мф. 8:10; Мф.7:19). Выражение же: глусии от человек, употреблено вместо: уже не совершающие ничего среди людей, а напротив глухие и совершенно бесчувственные, так что никоим образом не соответствуют тому, что было у них, как воспевает в одном месте и говорит блаженный Псалмопевец: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: и к сему добавляет: подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня (Пс.113:12-14,16). Таковое зло должно быть представляемо как плод крайнего бесчувствия. И в самом деле, как не представлять безумными и бессердечными, имеющими исполненное крайнего бесчувствия сердце и немногим отличающимися от произведений своих рук – тех, которые, самым опытом узнав по естеству и истинно сущего Бога, потом камням и древам воссылают приличествующую Ему и только Ему единому славу?

Не по одному каждый, но, если хотят, и во множестве собранные служители идолов посрамятся, говорит, от своего собственного безрассудства и разрушат предложенное. А каково это, тотчас добавляет, говоря: наостри, говорит, древоделатель сечиво. Упоминает и об орудиях, которыми это делается, чтобы показать, что они покланяются искусству каменотеса, а не самому дереву. Ибо если б это был Бог, то ему не нужно было бы искусства или знания чьего-либо; но Он был бы и так Бог. Если же древо не обделанное и не овидотворенное ты считаешь простым веществом, а обделанному покланяешься и говоришь, что это – Бог: то искусство для тебя стало Богом, и к тому же искусство человека немощного и подлежащего тлению; потому что потребность в пище и питии служит доказательством тления.

Посему изречение: не напиется воды, сказано, думаем, не в виде утверждения, но скорее нужно читать его в виде вопроса и с подразделительным знаком препинания. Смысл будет такой: и во всяком случае напиется. За тем каким образом тленный будет создателем богов нетленных, или каким образом смертный сотворит бессмертных? Ибо сущему по истине Богу во всяком случае должно быть свойственно нетление и не разрушаемость, даже более быть живым и иметь силу животворить тех, которым Он восхощет сообщить жизнь. Итак, богослужение заблуждающихся служит показанием (выставкой) тесла (топора) и свердла (бурава) и плотнической силы как и искусства, если верно, как я сказал, то, что древу или камню безобразному они не решились бы покланяться, а когда выточен какой либо образ, то все видимые предметы становятся у них богами.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены

См. Толкование на Ис. 44:6

Лопухин А.П.

Ст. 9-17 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь ». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой

Включительно дается новое раскрытие темы - a contrario, т. е. путем отрицательным, чрез сильное и художественное изображение мысли о полном ничтожеств идолов и крайнем, даже смешном, ослеплении почитающих их. Строго говоря, и этот подотдел не представляет собой чего-либо оригинального, а заключает только более последовательное и полное развитие тех образов и мыслей, которые уже были намечены пророком Исаией и раньше (Ис. 40:18-20; 41:6-7). Но во всяком случае нельзя не отметить, что здесь пророк Исаия дает самое систематичное и самое полное обличение идолопоклонства.

В качестве комментария ко всему этому отделу, мы позволим себе привести перифраз его, взятый из толкования блаженного Иеронима.

«Ибо кто может поверить тому, что посредством топора, и пилы, и сверла и молота образуется Бог? Или тому, что посредством угольев, выливаются идолы, или же посредством шнура, струга, наугольника и циркуля вдруг делаются боги, в особенности, когда голод и жажда художника указывают на ничтожность искусства? Ибо делается деревянная статуя, представляющая образ человека, и чем она будет красивее, тем бог считается священнее. Она ставится в капище и заключается в вечной тюрьме, росшая долгое время в лесах и, смотря по различию дерев, бывшая кедром, и ясенем, и дубом или сосною. И удивительным образом обрезки и стружки от этого бросаются в огонь, чтобы нагревать того, кто сделал бога, и варить разного рода пищу, а из другой части делается бог, чтобы, по окончании работы, поклонялся ей сделавший это и испрашивал помощи у своего произведения, - и не понимает или не помышляет или же скорее не видит ни телесными, ни духовными очами, что не может быть Богом то, часть чего сожжена, и что божественное величие не создается человеческою рукою. В пророческой речи - заключает свой перифраз ее блаженный Иероним - очень подробно осмеиваются идолы, но это легко можно понять, и оно не требует пространного или, вернее, излишнего объяснения. Об этом и Флакк (Гораций I, 8, 1-4) пишет в сатире, осмеивая кумиры язычников:

Некогда был я чурбан, от смоковницы пень бесполезный; Долго думал художник, чем быть мне, скамьей, иль Приамом! «Сделаю бога!» сказал; вот и бог я! С тех пор я пугаю Птиц и воров…»

(Твор. блаженного Иеронима, 8 ч. Киев, 1882 г., с. 199).

Глубоко жизненная правда и остроумно художественная форма данного осмеяния идолов послужили причиной того, что оно стало прототипом подобных же обличений и позднейших библейских авторов (Иер. 10:2-5-14; Послание Иеремии - 8-72 ст. Прем. 13:10-19; 14:14-17; 15:7-9) и у древнехристианских апологетов (см. напр., недавно открытую апологету Аристида Философа).

См. также Толкование на Ис. 44:6

Толковая Библия.