Толкование на Ис. 44:26

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-28 Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан

«Который утверждает слово раба Своего». Признаком могущества служит уничтожение того, что принадлежит другим, и исполнение того, что принадлежит Его рабу. Если бы Он мог только разрушить, то, может быть, сказали бы, что Он только это и может делать; если же Он, разрушая то, что принадлежит чужим, вместе с тем утверждает то, что принадлежит Его служителям, то ясно, что могущество Его совершенно, и Он ни в чем не нуждается. «И приводит в исполнение изречение Своих посланников». Там прорицания, которые Он скоро разрушает, а здесь не только возвещает пророчества, а даже и их исполнение. Мне кажется, что вестниками Он называет здесь людей.

«Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю»«. Симмах: «Я, говорящий земле: ты будешь опустошена, как бездна, также иссушу твои реки». Здесь говорится или о том, что Бог силен совершить это, или же указывается на множество войн, что также сообразно со смыслом.

«Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»«; Акила говорит: «Я, Который говорю Киру, нападателю Моему»; Симмах и Феодотион по их переводу: «пастырю Моему». «И он исполнит всю волю Мою». Здесь также пророк указывает величие силы Божией. Чего Он желает, Он успевает между теми, которые никогда не надеялись на Него и не сознавали Его. Бог подвигнул ум его отпустить пленников по повелению Его, так как все пророки предсказывали о рассеянии и гибели народа, о делах, совершавшихся с великими чудесами. Освободить пленника казалось признаком милосердия, но пред Богом, славить Которого и чтить великими жертвами он (Кир) не умел, это не было признаком милости, но признаком Его высшей силы, которая подвигла дух царя. Как Он привел вавилонян и предал в их руки евреев, так и теперь Он делает это. Ужели Он лишил его свободы, и извратил ум мужа? Никак; Он никогда не лишал его свободы, но побудил его свободу к совершению этого. Бог иногда побуждает людей к добру, но никогда – ко злу, и даже из их зла Он делает нечто доброе, – из тех злых дел, которые совершаются ими, производит нечто доброе, как ясно из истории вавилонян, иудеев и многих других.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

и уставляя глагол раба своего, и совет вестников своих истинен творяй? Глаголяй Иерусалиму: населишися: и градом Иудейским: возградитеся, и пустыни его просияют

См. Толкование на Ис. 44:24

Блж. Иероним Стридонский

Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: вы будете построены, и развалины его Я восстановлю

См. Толкование на Ис. 44:24

Лопухин А.П.

Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: вы будете построены, и развалины его Я восстановлю

Который утверждает слово раба Своего… изречение своих посланников… Судя по всему контексту речи, под «словом» которое Господь утверждает, или оправдывает, должно разуметь пророчество о предстоящем вавилонском плене, которое имеет исполниться на глазах того же поколения. Отсюда под «рабом» Господа следует разуметь пророка Исаию, который, действительно, назывался так (Ис. 20:3); а под «посланниками» следует понимать и всех других пророков, говоривших о плене и возвращении из него: Иеремию Иер. 29:10-14, Иезекииля Иез. 39:25-28, Иоиля Иоил. 3:1, Амоса Ам. 9:11-15, Авдия Ав. 20 с.; Михея Мих. 4:10 и Софонию Соф. 3:14-20.

Толковая Библия.