Толкование на Ис. 45:12

Свт. Иоанн Златоуст

Аз сотворих землю, и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем звездам заповедах

Смотри на землю, питательницу, и на сотворение ее прежде прочего. Говоря: «землю», Он показывает все блага, так как она есть уготованный стол, одежда, пища.

«Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я». Акила и Симмах говорят: «всем силам их заповедал»; Феодотион: «всем силам его приказал»; а это – в знак Его попечения и промышления. Пусть творение не относится к промышлению, тем не менее разве вы не будете приписывать промышлению столь много уготованных благ? Отцу должно воздавать благодарность за то, что он родил, хотя бы он потом и не имел никакой заботы о рожденном. Тем не менее, никто не обвиняет его в том, что он пожелал родить; он сам пользуется своею властью. Гражданские законы делают его в этом случае господином – поступать как ему угодно, без страха наказаний, так как у него находится верный залог; его заботы и любовь естественны. Полагаясь на это, Я дал отцу всякую власть. Но Я не только это сделал, а также небо и землю, и присоединил звезды. Это, может быть, имеет общее значение, но мы видим и особенное.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Аз сотворих землю, и человека на ней, Аз рукою Моею утвердих небо, Аз всем звездам заповедах

См. Толкование на Ис. 45:11

Прп. Исидор Пелусиот

Аз сотворих землю и человека на ней, аз рукою моею утвердих небо, аз всем звездам заповедах

О написанном: Аз всем звездам заповедах (Ис. 45:12); и на слова в книге Иова: звезды же нечисты суть пред Ним (Иов. 25:5).

Сказанное: Аз звездам заповедах, в соединении со словами: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси (Пс. 118:89), не выражает никакой укоризны или нарушения порядка. Если станут утверждать, что сие: во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси, - сказано о Боге Слове, то спросим их, почему сказано: на небеси, а не везде? Ибо Бог Слово все содержит и связует. Если же обличенные скажут, что здесь означается постановленный звездам закон о том, как надлежит им совершать течение, тогда как закон нарушен на земле, то спросим: для чего же прибавлено здесь: звезды же нечисты пред Ним? Ибо видно, что звезды последуют слову Его и не нарушают постановления.

Если же после всего сказанного и доказанного спросят нас: что же значат слова: звезды нечисты пред Ним? - ответим: по природе своей звезды чисты, какими и сотворил их Создатель; но в сравнении с Самим Творцом столько же отстоят от Него, сколько муравей от неба, или от солнца, или от какой-либо из иных тварей. Посему не сказано в прямом смысле: нечисты, - сие показывало бы, что они погрешают, но присовокуплено: нечисты пред Ним. Потому разумей, что сие сказано в сравнении, подобно тому, что в другом месте говорится Богу же: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2). Всякий праведник, судимый сам по себе, оправдается; но сравниваемый с Богом или судимый в сравнении с Ним, не оправдается.

Письма.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я

Помните, смертные, откуда вы, Кто Виновник вашего бытия и откуда имеет свое начало твердая земля под ногами вашими со всеми на ней водами, и видимое небо со столь многочисленными звездами, по непреложным законам вращающимися целые тысячелетия. Слышите, что говорит Творец: Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я

См. Толкование на Ис. 45:9

Лопухин А.П.

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я

См. Толкование на Ис. 45:11