Толкование на Ис. 48:3

Свт. Иоанн Златоуст

Преждняя еще возвестих, и из уст моих изыдоша, и слышано бысть: внезапу сотворих, и найде

Пришло или в то время, когда они были как бы виновными, или когда не ожидали.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Преждняя еще возвестих, и из уст моих изыдоша, и слышано бысть: внезапу сотворих, и найде

См. Толкование на Ис. 48:1

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-11 Прежнее Я задолго объявлял, и из Моих уст выходило оно и Я возвещал это: внезапно Я соделал, и оно пришло. Ибо Я знал, что ты упорен и что жила железная—шея твоя, и лоб твой медный. Поэтому Я предсказывал тебе задолго, прежде, нежели приходило, Я объявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идолы мои сделали это, и истуканы мои, изваянные мои повелели этому [быть]». Посмотри на все то, что ты слышал; а вы не возвещали. Я возвестил тебе новое задолго, и сокровенное, которого ты не знаешь: оно недавно совершилось, а не задолго, и за день, и ты не слыхал Ты и не слыхал, о том чтобы не сказал: «вот я знал это». Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было задолго открыто, ибо Я знаю, что ты будешь чрезвычайно вероломным, и от чрева Я прозвал тебя отступником. Ради имени Моего Я отлагал гнев Мой, и ради славы Моей буду обуздывать тебя, чтобы ты не погиб. Вот Я расплавил тебя, но не как серебро; избрал тебя в горниле тщеты. Ради Себя, ради Себя Я сделаю это, чтобы не быть хулимым, и славы Моей не дам иному

Я предсказываю тебе, что вавилоняне будут побеждены мидянами и персами, и внезапно совершу то, чем Я угрожал, чтобы, по наступлении предсказанного, ты не думал, что это случилось по воле богов, которых ты почитаешь, или случайно. И Я не хвалюсь знанием будущего, но говорю по причине твоего неверия, так как Я знаю, что сердце твое от начала было неверующим, шея железною и лоб медным. Вот ты слышал о всем том, что будет, и однако молча скрываешь истину. И Я не говорю о прошедшем, чрез которое часто доказывалось Мое могущество,—о том, как Я вывел народ из Египта, потопил египтян в Чермном море, передал землю обетованную, покорил вам различные народы. Но возвещаю новое,— что Я совершу против вавилонян, чтобы опровергнуть бесстыдную лож уст твоих, так как ты утверждаешь, что знаешь то, чего не знаешь. Ибо от начала ты был нарушителем Моих повелений, и от чрева Бог прозвал тебя преступником, когда ты был освобожден из Египта, как бы зачат в Моем чреве, и воспитан и обучен. Ибо ты возжелал головы тельца египетского, говоря: сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли египетския (Исх. 32:4). Итак не по твоим заслугам, а по Своему милосердию Я отложил гнев Мой, чтобы ты не погиб вполне, и ради славы имени Моего Я обуздаю тебя, чтобы ты невольно следовал за Мною, как скот и взнузданный конь.

Вот Я расплавил тебя, то есть испытал, как плавится серебро. Или Я хотел испытать тебя не посредством богатства, но в горниле нищеты. Из этого видно, что многие искушаются посредством и богатства и нищеты, когда или злоупотребляют первым или не переносят доблестно нищету. Таким образом Я ради Себя совершу это, чтобы не хулилось имя Мое среди народов и чтобы они не думали, что вы побеждены не вследствие Моего гнева, а при помощи их идолов.

Прибавление же: славы Моей не дам иному указывает на то, что они не должны думать, что от идолов был в угнетении народ Божий. Или, говоря: не дам иному, указывает может быть на то, что Он уже дал иному, так как об ином говорится в отличие от первого. Очень многие из наших,— чтобы коснуться несколько перевода Семидесяти, — думают, что здесь заключается пророчество о пришествии Христа, так как Он приидет внезапно, неожиданно и явится крайне упорному народу, которому Бог никогда не открывал ушей, ибо одебелело сердце его и ушами своими он с трудом слышал. И тотчас после рождения Господа из девичьего чрева он был назван отступником и беззаконником, так как искал погубить Его. А присоединяя: ради имени Моего покажу гнев Мой, и славное (или славу) Мое совершу над тобою употребляет в апостольском смысле, или же апостол Павел приводит из этого места свидетельство (Рим. 1) о том, что открывается гнев Божий для устрашения грешащих и чтобы потом обратившимся была дарована слава.

Вот Я, говорит, продал тебя не за деньги, но продал тебя по причине грехов твоих, и избавил тебя из горнила нищеты. Поэтому и Соломон (Притч. 10) не хочет иметь богатств и нищеты, а требует только необходимого, чтобы чрез первое сердце его не превознеслось до гордости, или чтобы чрез второе он не был побуждаем делать то, чего не хочет, и не был вынужден нищетою к богохульству. Поэтому и апостол говорит: имеюще пищу и одеяние, сими доволни будем (1 Тим. 6:8).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.

Лопухин А.П.

Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось

Прежнее я задолго объявлял… Воспоминание о прошедших пророчествах, как прецедентах новому - о Кире и спасении Израиля из плена. Подобно тому, как все прошлые пророчества, хотя и предрекались они задолго, но исполнялись точно так же, несомненно, будет и с этим новым пророчеством. Порукой в этом Всемогущество и Всеведение Творца:

Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось. К чему не раз апеллировал пророк и раньше (Ис. 41:26; 43:9-10; 44:7-8; 47:11).

Толковая Библия.