Толкование на Ис. 49:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя. Дети, которые будут у тебя после потери прежних, будут говорить вслух тебе: «тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить

Смотри, какие блага имеют быть по возвращении из плена. Пустые места так наполнятся сынами и потомками, что они скажут, что «тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить». В пустынных местах будет такое чрезвычайное множество сынов, они почувствуют тесноту, вследствие множества, над ними исполнится древнее благословение: «не будет ни бесплодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем» (Втор.7:14). Когда же это произошло? Когда, после изгнания неприятелей, они достигли покоя, так что стали жить и размножаться.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 19-21 Понеже пустая твоя и разсыпаная и падшая ныне утеснеют от обитающих, и удалятся от тебе поглощающии тя. Рекут бо во уши твои сынове твои, ихже был погубил еси: тесно ми место, сотвори ми место, да вселюся. И речеши в сердцы своем: кто мне породи сих? аз же безчадна и вдова, сих же кто воспита мне? аз же остахся едина, сии же мне где быша

Содержание слова пророк и топор составляет из предметов как бы находящихся пред взорами и очевиднейших. Когда Израиль не уверовал и наложил руки на Самого Христа, тогда подверглась опустошению страна иудейская, сожжен был вместе с Иерусалимом и самый храм и Иудею объяло такое малолюдие, что блаженный пророк Исаия прикровенно указал на то самое во многих местах. Он говорил, что имутся седмь жен за мужа единого, глаголюще: хлеб наш ясти будем и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отими укоризну нашу (Ис. 4:1); так как в законе сказано: не будет бесчаден, ниже неплоды в сынах Израиля (Исх. 23:26; Втор. 7:14), и они считали невыносимым позор бесчадия. И поелику война истребила весь мужеский пол и оставшиеся были совсем малочисленны, то и сказал, что седмь жен имутся, за мужа единого, чтобы он снял с них позор, то есть бесчадие. поелику же одному мужу трудно содержать седмь жен, то обещаются они есть собственный хлеб и одеваться в свои одежды, как бы совсем не нуждаясь ни в чем из его имения; ибо они, как я сказал, уверяли, что боятся одного только позора бесчадия. Итак, поелику страна их обратилась в совершенную пустыню, обещает прекращение приключившегося (бедствия) и пустая и падшая утеснеют, говорит, от обитающих, очевидно, когда удалятся поглощающии ее, то есть получившие жребий руководительства его, которые как некие дикие звери едва не истребили и поглотили ее.

Потом указывает на множество тех, кои призовутся, что велико оно будет и бесчисленно, ибо сынове твои, говорит, ихже был погубил еси, рекут во уши твои: сотвори ми место. Сказано в одном месте и к мысленному Сиону: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, еще на десно и на лево простри (Ис. 54:2, 3). Прочли мы также и в Моисеевых книгах, что вокруг скинии в пустыне, сделанной, говорю, из кож, были устроены широкие и длинные дворы, частью смотревшие на восток и луч солнца, частью же на запад позади скинии, также на север и юг: каковый прообраз открывал имевшую быть в свое время широту и длину священных дворов или церквей. Впрочем и так, при изобилующей всегда благодати от Христа, тесны повсюду места для уверовавших, так что Церковь, которая есть мысленный Сион, радуясь размышляет и в себе самой восклицает: кто мне породи сих? И я сказал бы, что вера во Христе: чрез нее бездетная и вдова, ты стала обильною чадами; сама себе ты воскормила народы свои; некогда покинутая ты обогатилась сверх естественно; некогда пустая и одинокая, ты явилась многочадною.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя

См. Толкование на Ис. 49:14

Лопухин А.П.

Ибо развалины твои и пустыни твои, и разоренная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и поглощавшие тебя удалятся от тебя

19-20 стихи особенно ясно говорят о замене прежних чад плотского Израиля новыми сынами духовного Израиля, причем самые краски для этой картины берутся из всей последующей судьбы исторического Израиля.

Ибо развалины твои и пустыни твои и разоренная земля твоя… Разоренная нашествием вавилонян Иудея служит для пророка также и символом бездушной и бесплодной религии образа, во что выродилось у позднейших иудеев полное духа и силы законодательство Моисея. И вот теперь, в церкви обновленного Израиля на месте этой безлюдной пустыни появятся, по слову пророка, густые толпы народа, которым становится даже тесно в Иерусалиме в его окрестностях.

Толковая Библия.