Толкование на Ис. 50:2

Свт. Иоанн Златоуст

Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды

См. Толкование на Ис. 50:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 2–3 Что яко приидох, и не бяше человека? Звах, и не бе послушающаго? еда не может рука Моя избавити (или не могу изъяти)? Cе, запрещением Моим опустошу море и положу реки пусты, и изсхнут рыбы их не сущей воде и умрут жаждею: облеку небо во тму и положу аки вретище одежду его

Ясно высказав, что чада Сиона, то есть потомки Израиля, самый Сион, очевидно земной Иерусалим, проданы своими собственными грехами и отторжены от свойства с Ним, теперь подвергает порицанию и обвинению крайнее неразумие их и вместе невежество. Это потому, что когда жителям земли воссиял с плотью Единородный и явился в образе подобном нам, они, нечестиво предав забвению закон и пророков, пребыли жестокими, упорными и страждущими неудержимою необузданностью: не желали они познать Искупителя и Подателя спасения, Который оправдывает нечестивого и может освободить от всякой вины одержимых немощами человеческими. Итак, «приидох», говорит, то есть Я вочеловечился и явился Израильтянам, «и не бяше человека» среди них, очевидно разумного и могущего познать время искупления. «Звах, и не бе послушающаго», ибо как сам опять пророк Исаия инде говорит от лица Спасителя всех нас Христа: «явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне, рекох: се, есмь: языку, иже не призваша имене Моего: прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим» (Ис. 65:1, 2). И в Евангельских Писаниях мы часто найдем Господа призывающим Иудеев к вере: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Также в другом месте: «ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8:12). И являя веру по истине плодотворным для них и полезным делом, говорит: «аминь глаголю вам: веруяй в Мя имать живот вечный». (Ин.6:47). Весьма много и других изречений, имеющих такое же значение, мог бы собрать кто-либо, если бы пожелал говорить пространно. Итак, «звах», говорит, «и не бе послушающаго». Но впадшие в столь великое безрассудство, имеющие жестокое и грубое сердце, быть может скажут, что Моя рука не может избавити поднебесную. В таком случае они рассуждают совсем не истинно; ибо слово, как Я сказал, хотя и будучи Богом, явилось в образе нам подобном и вочеловечилось, претерпев рождение по плоти от жены. Разумеющие это и не неувядающие божественные тайны Его знают, что сущий по естеству Бог может все и был довлеющим для искупления поднебесной. Неверующие же и незнающие приступали к Нему, как обыкновенному человеку, так что даже нападали на него и говорили: «о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога» (Ин. 10:33). Таковым свойственно думать и говорить, что рука Его бессильна оказать помощь живущим на земле и избавить побежденных диаволом и грехом. Но если станете рассуждать об этом, то примите во внимание нечто более лучшее, именно то, что Я не просто подобный вам человек, но Бог, по домостроительству явившийся в образе подобном вам, дабы изъять вас от смерти и греха. Сам Я, говорящий, некогда совершил чудеса чрез Моисея и неизреченною силою разделил море, т. е. Чермное. Воды стали как стена и прошли освобожденные и свергшие иго египетского рабства. «Опустошу море» говорит здесь вместо: явил Я оное сухим. «Положу» и «реки пусты»: положу опять должно разуметь в смысле: Я положил, ибо остановил Иордан и явил его лишенным воды, когда Иисус (Навин) переводил Израиля и вводил в землю обетования. Если же говорит, что «изсхнут» находящиеся в воде «рыбы», то разумей, что это употреблено для указания на совершенное осушение Иордана. Об этом, столь славном и великом, чуде упоминает и божественный Давид, говоря в одном месте: «что ти есть море, яко побегло еси и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять»? (Пс. 113:5) И опять в другом: «видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны», «множество шума вод» (Пс. 76:17, 18). Об Иордане также говорит следующее: «Ты изсушил еси реки Ифамския» (Пс.73:15), то есть находящиеся на юге. Напоминаем и другие чудеса. И говорит: «облеку небо во тму и положу аки вретище одежду его». Облеку опять надо разуметь в смысле: Я облек. Вспомним и о премудром Моисее, написавшем, что тридневный и глубокий мрак распростирался над страною египетскою, а между тем он не причинил никакого вреда сынам Израиля, ибо был у них и день и свет: удивительно и сие и выше всякого слова. Итак, если Я, говорит, явился во плоти,-Тот Самый, Который некогда море опустошил («опустошу море») или соделал сухим, совершил сие и с реками, облек только это превеликое небо и самым опытом явно показал, что Я – Владыка всяческих и ничего нет недоступного Моим силам: то как не заслуживает подвергнуться осмеянию, лучше же-обвинению в нечестии, всякий, кто решится мыслить и говорить: «еда не может рука моя избавити»?

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 Разве стала короткою и малою рука Моя, так что не может (вульгата: не могу) искупить, или нет силы во Мне для избавления? Вот прещением Моим Я сделаю море пустым, изсушу реки: рыбы будут гнить без воды, умирать от жажды. Я облеку небеса мраком и вретище сделаю покровом их

Против тех, кои думали, что Господь не мог освободить народ Свой из плена, представляет доказательство и многочисленные примеры: что кто сделал Чермное море удобопроходимым для народа Своего (Исх. 14), изсушил воды Иордана и, по изсушении рек в Египте, сделал рыб сгнившими (Исх. 7) и кто совершил то, что в течение трех дней была густая тьма и небо казалось покрытым как бы вретищем и тьмою: тот, конечно, мог и избавить народ Свой от опасности, или, так как выше сказал: Я пришел, и не было человека, Я звал, и никто не слушал, то мы можем сказать, что кто был совершителем таких знамений и кто делает небо, и земли и море служащими Его воле, тот мог также избежать креста, как он говорит в Евангелии: или мнится вам, яко не могу умолити Отца Моего, и представит Ми вящше дванадесяте легеона ангел (Мф. 26:53).

В иносказательном смысле, море делается по прещению Господню пустым тогда, когда изсушается вся горечь мира сего и оставляются реки, о которых духовный дракон говорил в Египте: реки моя суть, и аз сотворих я (Иез. 29:2) и о которых в другом месте мы читаем: что тебе и пути ассирискому, да пиеши воду речную (Иер. 2:18). Также согнивают, после закидывания невода в море, те рыбы, которые отделяются от хороших рыб.

В следующем же далее: Я облеку небо мраком и как бы вретище сделаю покровом его, под небом мы можем понимать или все то, что находится над нами, подобно тому как птицы, летающие по воздуху, называются небесными, и о противных силах, находящихся между небом и землею, говорится, что они — небесные. Или небо облекается мраком, когда оно закрывается облаками, согласно с оным написанным: одевающему небо облака, уготовляющему земли дождь (Пс. 146:8). И угрожая засухою, Бог говорит: будет небо медяно и земля железна (Втор. 28:33), — не в том смысле, что изменится природа стихий, а потому, что чрез медь и железо указывается на тяжесть наказаний. Философы утверждают, что облака возвышаются над землею не более, как на десять стадий, и скрывают блеск солнца. Следовательно не небо закрывается вретищем, но, по заграждении небесного светила, воздух, который находится ниже его, затмевается темнотою облака. Мы можем небеса, покрытые мраком и закрытые вретищем, и таким образом объяснить, если скажем, что все находятся под грехом и что также святые нуждаются в милосердии Божием.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.

Лопухин А.П.

Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды

Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Если бы Господь дал разводное письмо Израилю, то Он бы все же нес известную часть ответственности за происшедший разрыв. В действительности же, Он нисколько не сочувствовал и не содействовал такому разрыву, но, наоборот, заботился об его упрочнении и силе, хотя и не встречал соответствующего отклика с другой стороны.

Вот прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Этими словами дается довольно прозрачный намек на факты Божественного посещения Израиля, т. е. оказания ему помощи и заступления, как, напр., при переходе евреев чрез Чермное море (Исх. 14), или при разделении вод Иордана во времена Иисуса Навина (Нав. 3) или при обращении воды в кровь во время египетских казней (Исх. 7:20-21). Но Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных от Господа, не уразумел даже в день торжественного входа в него Господа того, что служило к его спасению и миру, как засвидетельствовал это Сам Иисус Христос (Мф. 23:37).

См. также Толкование на Ис. 50:1

Толковая Библия.