Толкование на Ис. 50:10

Свт. Иоанн Златоуст

Кто в вас бояйся Господа? да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе

«Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?» Свойство боящихся Бога слушать пророков, как и Христос говорил: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк.10:16). Это – велико и удивительно.

«Кто ходит во мраке, без света», по причине, говорит, неведения и неправых дел, о чем говорил и Соломон: «Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Притч.4:19); «Стезя праведных – как светило лучезарное» (Притч.4:18). Почему пророк прибавляет: «без света»? Ясно, что те, которые ходят во тьме, не находятся во свете. Однако, иногда может быть виден свет ходящим и во тьме, если кто зажжет свет, лампаду или факел. Но они, ходя во тьме, не имеют никакого света, для того, чтобы отогнать тьму. И пророк сказал не только, что они не отгонят тьму, но что они никогда не сделают этого: угрызение совести может омрачить свет сердца. «Да уповает на имя Господа». Симмах и Феодотион говорят: «будьте уверены». «И да утверждается в Боге своем»: велика помощь у того, кто надеется на Бога. Каким же образом возможно кому-либо надеяться и полагаться на имя Господне, когда существует столько препятствий? Устраняя всякие препятствия, мы будем надеется только на Него.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Кто в вас бояйся Господа? да послушает гласа отрока Его. Ходящии во тме, и несть им света, надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Бозе

Сказав: яко одежда обетщаете, тем, которые избрали бесполезный труд и предпочли услаждаться неистовыми деяниями против Него (ибо говорит: се вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы) наконец обращает свое человеколюбие к добрым и показывает им стезю спасения, так как очень многие из израильтян уверовали, о чем ясно повествуется в книге Деяний Апостольских. Спасен останок, которого как бы некоторыми начатками и первыми плодами были божественные ученики. Посему тем, кои были более расположены к вере, предлагает свою милость, говоря: кто в вас бояйся Господа? да послушает гласа отрока его. Называя Себя отроком Божиим, дает уразуметь, что Он, и соделавшись человеком, есть истинный Сын Бога и Отца. И слышание гласа Его не было преступлением закона, но утверждением закона, предначертавшего, чрез образ и тень истину, которая есть Христос и Его глаголы. Посему-то и премудрый Павел пишет в послании и говорит: «закон ли убо разоряем верою? да небудет: но закон утверждаем» (Рим. 3:31), ибо написано, что «праведный» мой «от веры жив будет» (Рим. 1:17). И концем закона и пророков была тайна Христова, оправдывающая верою нечестивого и освобождающая от вины тех, которые преданы были своим порокам! Итак слышание гласа Его, очевидно Христа, то есть приятие евангельской и спасительной проповеди было утверждением закона. А что Богу и Отцу благоугодно, чтобы живущие на земле повиновались гласу Сына Его, это людям разумным могут показать евангельские писания. Христос преобразился на горе, лицо Его просияло как солнце и одежды Его сделались белые как свет. Явились Моисей и Илия, беседующие между собою; потом был глас Бога и Отца, вещающего святым апостолам и говорящего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», «Того послушайте» (Мф. 17:2-5). Итак, говорит, если есть кто, имеющий страх Божий в душе и как сокровище некое сокрывший его в себе, тот да послушает гласа Отрока Его. А это, как я сказал, есть евангельская и божественная проповедь, призывающая к искуплению чрез веру во Христа, и к святой жизни, много превосходящей жизнь в законе: ибо одна была, как я сказал, в сенях, другая имеет светлую и очевидную истину.

Искуснейшие врачи к сильно действующим лекарствам иногда примешивают смягчающие, чтоб уменьшить сильную и весьма жестокую боль. Так и теперь мы находим Господа нашего Иисуса Христа совершающим нечто подобное. Он обличает как бы ходящих во тьме и как бы погруженных во мрак, всецело лишенных света, очевидно божественного и духовного, и не делающих даже шага к тому, что может содействовать их спасеню, или приносить им пользу, а напротив, устремляющихся к тому, что весьма легко может низринуть их в бездну погибели. И подлинно, пребывающим во тьме нет никакой возможности ходить прямым путем; ибо хотя бы оказалась на их пути яма, они низвергаются в нее, и если бы разбросаны были камни, спотыкаются на них, будучи ничем не оберегаемы. Итак к вам, говорит, ходящим во тьме и· безрассудно не идущим к свету Моему, обращаюсь с своими наставлениями. Надетейся на имя Господне, и утвердитеся о Боге.Поелику народ Иудейский, видя Единородное слово Бога в образе, подобном нашему, то есть, ставшее человеком, не уразумел, по великому скудоумию своему, таинства касательно Его, но безрассудно оскорблял Его нередко хульными словами, называя Его то самарянином, то винопийцею, а иногда вследствие суетной ревности воспламенялся даже гневом против Него (ибо говорили: «о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты человек сый, твориши себе Бога» (Ин. 10:33): то необходимо было, как я уже сказал, чтобы, соделавшись человеком, он показал им превосходную и божественную славу и силу Свою и отвлек некоторых из них от низких помышлений о Нем, говоря: надейтеся на имя Господне и утвердитеся о Боге. Итак, Он весьма ясно называет Себя Господом и Богом, отвлекая их, как я сказал, от желания думать и говорить о Нем что-либо низкое и презрительное. Напротив, Он слава для тех, которые прияли веру в Него, чтоб надеяться на Него и иметь Его жезлом н опорою: ибо все употребляет для их блага. И этому, думаю, научает божественный Псалмопевец, говоря к Отцу всех и Богу: «жезл и палица твоя та мя утешиста» (Пс. 22:4); так как человеческий ум удобопреклонен к делам мира сего и сильно расположен к постыдным удовольствиям и плотоугодию, почему всегда имеет нужду в Спасителе и подателе ему спасительной руки, так что получившие от Него помощь говорят: «и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя» (Пс. 39:3). А что ум иудеев был погружен во тьму и мрак, это можно видеть из Священного писания. Так Премудрый Павел говорит: «бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы» (2 Кор. 4:4). И божественный пророк Исаия о потомках Израиля говорит так: «ждущим им света, бысть им тма, ждуще зари во мраце ходиша» (Ис. 59:9). И Сам Христос призывал их к свету говоря: «аз есмь свет миру: ходяй по мне, не имать ходити во тме, но имать свет животньй» (Ин. 8:12). Итак несомненно и истинно то, что не пожелавшим следовать за Ним непременно будет предстоять необходимость ходить как в ночи и во тьме.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Кто из вас боится Господа, слушается гласа раба Его? Кто ходит во мраке и не имеет света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем

Вы бичевали Меня, заплевывали Меня; однако Я призываю своих преследователей к покаянию. Ибо Я не хочу смерти грешного народа, а чтобы только он обратился и жив был (Иез. 33), и говорю: кто среди вас боится Господа и слушается голоса Раба или Отрока, то есть Сына Его, из коих одно свойственно воспринятой плоти, а другое природе. И мы не должны считать маловажным страх Господень, по оному, что говорится в Притчах: начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10). Совершенная же любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А кто боится, тот не имеет совершенной любви. Но здесь страх принимается в смысле боязливости и ευλαβεια (опасения), о котором и в другом месте читаем: «блажен, кто всего боится», то есть вследствие ευλαβεια опасения, коих обыкновенно называют богобоязненными. Ибо Господь охраняет путь их и оберегает стезю богобоязненных. Об этом страхе написано: «страх Господень все превосходит» (Сир. 25:14), и в другом месте: несть лишения боящимся Его (Пс. 33:10). Только после многих ступеней добродетелей достигают до такого рода страха Господня. Ибо слово божественное говорит от лица учителя и отца, дающего наставление ученику и сыну: аще премудрость призовеши и разуму даси глас твой и аще взыщеши ея, аки сребра и якоже сокровища испитаеши ю: тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши (Притч. 2:3-4). Это есть тот страх, который соблюдает невинными, целомудренными и чистыми души святых, о котором говорится: страх Господень чист пребывает в век века (Пс. 18:10). К нему увещавают нас божественные изречения: убойтеся Господа и дадите Ему славу (Откр. 14:7). Итак, кто так боится Господа, тот пусть слушается голоса раба или отрока Его, который ходил во тьме и не имел света, который не имел ни вида, ни славы, но в подобии плоти греховной принял образ раба, чтобы победить грех во плоти. О нем говорится, что он уповает на имя Господа и утверждается на Боге своем, чтобы все человеческое и бренное укрепить и поддержать божественным величием. Это—по еврейскому тексту.

По Семидесяти же говорится о грешниках, которые не захотели повиноваться голосу сына Его, и ходят во тьме заблуждения, и посему не имеют света. Ибо не может быть, чтобы в развращенную душу проникла мудрость. Они не познали и не уразумели, и поэтому ходят во тьме. Ибо они не исполняли дел и заповедей Господних и не сеяли у себя правду и не делали сбора с виноградной лозы, чтобы зажечь у себя свет знания. Ибо кто желает мудрости, тот пусть соблюдает заповеди, и Господь дает ее ему. Поэтому и к Богу говорится: «заповеди Твои свет» (Притч. 6), и в другом месте: заповедь Господня свет просвещающая очи (Пс. 18:9). И заповедуется нечестивым, чтобы уповали на Господа и, оставив грехи, утверждались и опирались на помощь Его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, - идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете

Два последних стиха образуют естественное заключение речи, причем первый преподает ободрение и вместе призыв «послушавшим» гласа Мессии, а второй - возвещает тяжелую участь противящимся Ему.

Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его?… LXX последний глагол, вместо изъявительной формы, перевели в повелительной: «да пoслушается», что, ввиду последующего контекста, будет, по-видимому, правильнее выражать мысль пророка. Здесь, таким образом, делается призыв ко всем боящимся Господа и стремящимся выйти из мрака к свету, чтобы они не упорствовали признать и Посланника Божия за истинного Мессию, в Котором сосредоточено исполнение закона и пророков (Мф. 5:17).

Толковая Библия.