Толкование на Ис. 51:5

Свт. Иоанн Златоуст

Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою языцы надеятися будут: Мене острови ожидати и на мышцу Мою уповати будут

Он говорит о Своей праведности, которою Он пользуется как здесь, так и там. «Правда Моя близка», т.е. «Мой суд», но не милосердие. «Спасение Мое восходит»: что иное означает это выражение, как не – явно и внезапно? «Мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою». Симмах говорит: «и Мои мышцы будут судить народы». А прочие говорят: «язычников». Во всех этих выражениях одно и то же значение.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое, и на мышцу Мою языцы надеятися будут: Мене острови ожидати и на мышцу Мою уповати будут

Не допускает среди несправедливостей ослабеть ревности званных и не говорит, что исполнение надежды будет в далеком будущем; напротив показывает, что исполнение обетования как бы бежит в след за самыми словами, о чем сказано устами Аввакума или самим Богом: еще мало, еще мало, «идый приидет, и не умедлит» (Авм. 2:3); ибо надежда на блага, вызывая жажду в ожидающих исполнения их, ослабевает от промедления. Посему и говорит, что приближается его правда. И если мы пожелаем относить эти слова к Богу и Отцу; то можем сказать, что правдою Своею Он называет Сына: ибо мы оправдались в Нем, «не от дел праведных ихже сотворихом мы, но по» великой «Его милости» (Тит. 3:5),- и в мир сей Он пришел не для того, чтоб судить его, но чтоб он спасен был чрез Него. А спасен мир не иначе, как чрез многое милосердие Его; ибо сказал: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя», «и не помяну» (Ис. 43:25). «И ты, Израилю, не забывай мене. Се бо отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя» (Ис. 44:21-22). И Давид воспевает и говорит к Нему: благоволил еси Господи землю твою, возвратил еси плен Иаковль. «Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их» (Пс. 84:2-3). Итак в правде Бога и Отца, то есть во Христе мы спасены и освящены и омыты от греховных скверн. Если же ко Христу относить слова: приближается скоро правда Моя; то под правдою ты должен разуметь не иное что, как или благодать, оправдывающую чрез Него, или же евангельскую и небесную проповедь, чрез которую мы познали путь угодной Ему правды и приведены ко всем наилучшим подвигам, согласно сказанному в псалмах: «светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим» (Пс. 118:105). Правду, кроме того, называет спасительною, и вполне справедливо; ибо она избавляет нас от всякого зла и, освобождая от уз смерти, приводит нас к бесконечной жизни. Обещает и нечто другое, ибо говорит: и на мышцу Мою языцы надеятися будут и утверждает, что и острова ожидают его. Некогда множество язычников находилось в несокрушимых узах, в узах, говорю, греха, и, подчиненное жестокой власти дракона вселукавого и начальника всякого зла, находилось в плену и среди крайних бедствий оставалось совершенно беспомощным: не было никого, кто бы мог освободить от столь горького и неизбежного бедствия,-не было того, кто бы сокрушил ярмо жестокой власти; но терпели, как я сказал, участь военнопленных, не имели никакой надежды на жизнь и были лишены всякого доброго дела; ибо совершенно не зная истинного и по естеству Господа, они «упования не имуще и безбожни» проводили жизнь «в мире», по слову блаженного Павла (Еф. 2:12). Но те, которые некогда были немощны и как бы повержены на землю, емшись за Мою мышцу, приобретут неожиданную надежду на спасение. Мышцею же Отца Священное Писание повсюду называет Сына; ибо Он-есть сила Его. Но если бы кто пожелал разуметь мышцу самого Сына, в коем заключается надежда народов, призванных ко спасению, тот пусть умопредставляет боголепную и превосходную Его силу, которою Он, сокрушив сатану и миродержителей века сего, спас язычников. Так Сам Он сказал: «Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда» «расхитит» «сосуды его» (Мф. 12:29)? И Давид сказал: «Ты смирил, еси, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя» (Пс. 88:11). Итак Христос соделался надеждою и путем спасения не для одних Израильтян, но и для всех народов: Его и острови ожидати будут. Островами, как я думаю, называет церкви из язычников, которые находясь как бы среди моря и как волнами поражаемые ударами событий, приобретают чрез терпение венец славы, ибо «терпение» соделывает «искусство, искусство же упование: упование же не посрамит» (Рим. 5:4-5). Посему изречение: ожидать Бога не иное что может означать, как благоугождать Ему постоянством и терпением и за это удостаиваться от Него любви и попечения, как написано: «терпя потерпех Господа, и внят ми» (Пс. 39:2).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою

См. Толкование на Ис. 51:1

Лопухин А.П.

Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою

Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы… По свойству образной еврейской речи, изобилующей параллелизмом, все три стоящих здесь образа относятся к одному и тому же предмету, именно к тому самому, какое в предыдущем стихе обозначено, как новый «суд» и «всемирный свет», т. е. к евангельскому учению и закону. Здесь оно рассматривается и определяется с трех сторон: то, как «правда» - высший критерий Божественного Правосудия и источник оправдания человека пред Богом; то - как «спасение» - туне подаваемое нам, ради крестных заслуг Спасителя мира; то - наконец, как крепкая «мышца» Господня, т. е. как тот оселок, или камень, на котором будет испытываться религиозно-нравственная настроенность человечества и который для одних послужит камнем спасения и оправдания, для других же явится камнем претыкания и соблазна (Лк. 2:34). Так как пророческие видения не стеснены пределами нашей земной перспективы, то нисколько не удивительно, что о событии, отстоящем не менее 5-7 веков, пророк говорит, как уже о близком и скоро наступающем, что он повторяет и в др. случаях, в особенности, когда речь заходит о мессианских временах (Ис. 50:8; 56:1). Указание на крепкую мышцу Господню, по-видимому, имеет еще и тот смысл, что оно как бы гарантирует непреложность исполнения Божественных планов, так как Бог силен все препятствия к этому устранить и всех врагов уничтожить (Ис. 40:10; 49:24-25 и др.).

Острова будут уповать на Меня… О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис. 41:1, 5; 42:4, 10, 12; 49:1).

Толковая Библия.