Толкование на Ис. 51:15

Свт. Иоанн Златоуст

Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его

И теперь желаешь ли ты узнать, кто это такой? Обрати внимание: «Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его». Итак, Он есть господствующий над всем этим.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15-16 Яко аз Бог твой, возмущаяй море и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя Мне. Положу словеса Моя во уста твоя и под сению руки Моея покрыю тя, еюже поставих небо и основах землю: и речет Сиону: людие Мои есте вы

Обвинивши Израильтян за то, что они боялись людей, то есть получивших начальство над синагогою, и за то, что из страха к ним они неразумно зашли в болота непослушания и совершенно пренебрегли любовью к Нему,-в сих словах показывает, что Он облегчил искушения и преследования, которые могли бы приключиться с решившимися жить благочестиво, а жестокость притеснителей соделает безуспешною и бессильною, изменяя печаль в радость и превращая огорчения в удовольствие. Для примера же берет это видимое пространное море. Аз есмь, говорит, возмущаяй море и творяй шум волнам его, Господь Саваоф имя мне. Посему как иногда вздымается волна и гонимая силою ветров яростно ударяется о берег, и за тем опять скоро наступает спокойствие и тишина, по воле Бога; так точно и страшные, и нестерпимые, и до крайности доходящие бедствия одним мановением своим, говорит, превращаю как бы в ясную погоду; ибо утишив всякое смятение, тех, которые решились подвизаться в благочестии, привожу в величайшую радость. И это, думаю, прикровенно воспето лирою Псалмопевца: «и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его» (Пс. 106:29). А чтобы они без всякого сомнения усвоили надежду на то, что обещанное непременно придет в исполнение и обетование ожидаемой от Него помощи никогда не может оказаться ложным, Он необходимо говорит, что Господь Саваоф имя мне: так как если Он есть Господь сил; то как Он может оказаться бессильным для спасения кого-либо, или какое дело может быть тяжелым, трудным и неудобоисполнимым для всемогущей десницы Его? Присовокупляет же и нечто другое, довлеющее для удостоверения в помощи и вместе открывающее, что престал гнев на них и прекратились вредные последствия отвержения, и наконец находятся в попечении у Него, удостаиваются милосердия и любви, которая подобает познавшим явление Его. Положу, говорит, словеса Моя в уста твоя. Об этом же самом негде сказал божественный Давид, воспевающий: «грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими?» (Пс. 49:16). Ибо «не красна похвала во устех грешника» (Сир. 15:9), как написано. Посему мысль о Боге отгоняет все нечистое и преступное и постоянно напоминает о Его словах, как сказано: «от избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34). Не для всех ли очевидно, что имеющие злое сердце не могут произносить добрых слов? а святым весьма прилично и в уме иметь закон Божий и выражать его и языком и словами. Посему Бог всяческих обещает как бы уже праведным и освященным в вере и получившим славу благородства-вложить слова Свои в уста их, дабы они, постоянно памятуя о божественном законе, узнавали благополезную для них стезю ко спасению. Так о всяком праведнике написано: «закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36:31), и опять: «в сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе» (Пс. 118:11). Ибо закон Божий содействует нашему утверждению в добре и приобретению ума благорасположенного ко всякому прекрасному занятию, – не позволяет нам впадать в худое и сильно отвлекает нас от склонности поступать несправедливо. Но поелику, как я уже сказал, он обращает речь свою как бы к присным; то обещает и нечто иное: покрыю тя, говорит, под сению руки моея. А это- достойное приобретения и превосходное благо, достаточное для спасения тех, которые уже удостоились получить его; ибо под рукою Бога и Отца мы разумеем не иного кого, как рожденного от него Сына, Господа нашего Иисуса Христа; а тем, которые подчинились Ему, не может повредить ничто из того, что обыкновенно наносит вред. Но они будут сильны и весьма мужественны, преодолеют всякое смятение и искушение, окажутся не победимы для сатаны, выше всякой плотской нечистоты и страстей как духовных, так и телесных. А что всемогущая десница Отца соделает их такими, – показывает, присовокупляя: еюже поставих небо и основах землю: ибо если словом Господним небеса утвердишася, как написано, и утверждена земля, чтоб она была неподвижною; то ужели она недостаточно могущественна для спасения тех, которые считают весьма важным быть под защитой Его? Тогда-то, говорит, Сион речет: Бог мой еси ты. Здесь, по моему мнению, ты должен усматривать ясно и очевидно введенное исповедание веры во Христа. Правда, вследствие величайшего нечестия своего они некогда говорили, что не знают Христа, который творил многообразные чудеса и неизреченным и удивительным блеском знамений стяжал славу; [на самом же деле они не познали Его, но бесчестили Его: ибо они вследствие величайшего неразумия или безумия и богоненавистного расположения души дерзали говорить: «мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть» (Ин. 9:29)]; но, говорит, некогда отвергавшие Его и впадшие в такое нечестие,– произнося устами своими слова мои и находясь под покровом моей десницы, познают Искупителя, исповедуют Его, говоря к Нему: Бог мой еси ты. Итак Спасительное дело есть вера и путь, ведущий в нескончаемую жизнь, и сила исповедания Христова.

Толкование на пророка Исаию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его

Бедствующие от волнения морского! Знайте, к Кому надобно обращаться в вашем несчастии. Если море ревет и пенится, знайте, что Бог возмутил и взволновал его; прибегните под сень руки Его, которой Он поставил небо и основал землю.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его

См. Толкование на Ис. 51:9

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ

Торжественное повторное обещание заступления и помощи от Бога Его верному Сиону.

Я - Господь Бог твой… Господь Саваоф - имя Его… Вот, основание и вам надеяться на Меня и Мне - помочь вам: ибо Я - всесильный и Всемогущий Бог ваш, а вы - Мой избранный народ (ср. Ис. 54:5).

Толковая Библия.