Толкование на Ис. 51:21

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21–23 Сего ради слыши, смиренный и упивыйся не вином. Тако глаголет Господь Бог судяй людем своим: се, взях от руки твоея чашу падения, фиал ярости моея, и не приложиши ксему пити ея: и вложу ю в руце преобидевших тя и смиривших тя, иже рекоша души твоей: преклонися, да минем: и положил еси равно земли плещи твоя отвне мимоходящим

Акила говорит: «плечи твои»; Симмах же: «хребет твой». «Улицею для проходящих». Смотри, когда Он был уже готов освободить их, Он показывает угрожающие им великие наказания, и что никто не может отвратить таковых бедствий, так чтобы и после благодеяний они не забывали о благах или о грехах, ради которых они подверглись наказанию. Воспоминание то о грехах, то о наказаниях и благодеяниях полезно людям. Бог измышляет многое подобное, чтобы побудить нас к смирению и пользе другим, – приводил Он на ум их воспоминание не только о благодеяниях, но также и о наказаниях после благодеяния, именно, обо всем, что совершилось в Египте и что во время потопа. Знамением потопа была радуга. Грех содомитян показывает попаленная земля. Радуга видима по всему земному кругу, знамение же греха содомского не повсюду видимо. Смотри, таким образом небо и земля представляют знамение гнева Божия: одно усматривается очами, другое же возвещается прочим людям по слуху. Медный змей был знамением относительно иудеев, листы жертвенника были также знамением. Мы имеем много знамений ада в слабостях, болезнях, тяжких наказаниях, так что из этого мы можем гадать о будущем. Кто не слыхал о гневе, излившемся на содомитян? Где среди языков не было слышно об этом? А наказания иудеев разве недостаточны для того, чтобы мы познали будущие наказания? Город разрушен, храм сожжен, скорби, притеснения, рассеяние тех, которые распяли (Христа); все они без полей, без городов, в дырявых платьях блуждают по вселенной. То, что они рассеяны не силою человеческою, ясно из того, что иногда при помощи Божией они побеждали македонян, персов и мидян, но великая сила Распятого их рассеяла и разбросала таким образом. Когда Финеес убил одного человека, то он получил великие блага. Когда сам Моисей сделал то же, то и ему были величайшие дары. Теперь же, если они убили действительно противника Божия, то почему же они подверглись мучениям, почему они рассеяны и разбросаны по вселенной? Кто не верит в адские наказания, тот пусть обратит свой ум на наказания, происходящие с иудеями, или на наказания Сапфиры и Анании, которые, посвятив прежде свое имущество Богу, потом погибли, как грабители храма.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21–23 Сего ради слыши, смиренный и упивыйся не вином. Тако глаголет Господь Бог судяй людем своим: се, взях от руки твоея чашу падения, фиал ярости моея, и не приложиши ксему пити ея: и вложу ю в руце преобидевших тя и смиривших тя, иже рекоша души твоей: преклонися, да минем: и положил еси равно земли плещи твоя отвне мимоходящим

Это-слова Toгo, Кто питает жалость и сдерживает свой гнев, лучше же-Кто возбуждает их к радостному чувству, ибо называет их смиренным и упившимся. Чрезмерные бедствия, как я сказал, могут довести до крайнего страдания подвергшихся им и опьяняют пострадавших, но не от вина, как говорит; так как под чашею Господнею разумеется здесь не чувственная, и находящееся в ней смешение не такое, какое обыкновенно разумеется. Напротив, Боговдохновенное Писание чашею обыкновенно называет назначенную каждому участь,– неправедному ли, или праведному. Так, божественный Давид воспевает и говорит о грешниках: от «огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их» (Пс. 10:6). Таков жребий уготован от Бога не ведающим Его и страшный приговор постигнет их, ибо те, которые как бы пьют огонь и серу, подвергаются неотвратимому и вечному наказанию. Напротив, всякому праведнику прилично будет сказать: «чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:4); ибо всегда познавать и призывать Господа всяческих для тех, которые привыкли это делать, служит спасительным питием. Посему Бог, судящий праведно, говорит, что Иерусалим опьянел не от вина, но от неисцельного бедствия и невыносимого несчастья. Судит же Он праведно, добрым определяя подобающий им жребий, а тех, которые не таковы, обличая, чтобы они, сделавшись лучшими, удалились от всякого вида нечистоты и изменили свое душевное настроение к помышлению и совершению согласного с Его божественными законами. Но се взях от руки Твоея чашу падения: и не приложиши ксему пити ее, поелику он, как я сказал, призовется к познанию Христа и будет наслаждаться с нами вместе высшими благами: и сам соделается участником в священных дарованиях и получит богатство духовное. Об этом свидетельствует пророк, говоря: «зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлением: и посем обратятся сынове Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида царя своего, и почудятся о Господе и о благостех его в последния дни» (Ос. 3:4, 5). Давидом пророческое слово называет здесь происшедшего по плоти из семени Давидова Христа. Ясным доказательством сего служит то, что пророчество было произнесено после того, как уже умер божественный Давид, спустя очень много поколений после него. Итак, пока он не призвав еще к благодати чрез веру, пока еще чаша гнева не удалена от него; но когда он почтит Христа верою, тогда совершенно отнимется от него эта чаша и он будет радоваться вместе с другими добрыми, о которых написано: забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце (Ис. 65:16), напротив радость и веселие вечное будет на главе их: отбеже бо болезнь, и печаль, и воздыхание (Ис. 51:11). Впрочем, когда отнимется от него эта чаша, то она будет дана множеству приобидевших его. Каким же образом обидели его? Но давая возможности поступать правильно и ходит непорочною стезею, идя которою они могли достигнуть угодной Богу жизни и, облекшись блеском евангельской жизни, вместе с уверовавшими во Христа достигнуть высшего града. Итак кого же можно разуметь под обижавшими его? Что касается прямого и непосредственного смысла, то надобно сказать, что прежде всего начальствовавшие над синагогою в особенности испили чашу ярости: так как чем высшими пред другими радостями пользовались они, тем тягостнее для них был исход войны, лишившей их чести и славы, богатства и удобств жизни и даже самой жизни. Если же надобно сказать что-либо и о сокровенном смысле (почитаю необходимым и это), то утверждаем, что синагога Иудейская потерпела беды не от своих только начальников, но и от жестокости диавольской, не позволявшей им воспринимать умом божественный свет, дабы они не познали Призывающего ко спасению, Оправдывающего нечестивого, Освобождающего от наказания и Избавляющего от уз смерти, разумею Христа. О сем свидетельствует Павел, который написал так: «аще ли же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено, в нихже бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы» (2 Кор. 4:3, 4). Да и Сам Сын говорил сборищу Иудеев, что это случилось с ними, и открыто обличал их в том, что они под влиянием нечистого духа сделались жестокими и непокорными и вовлекаемы были во всякое зло: ибо сказал, что «егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ищя покоя, и не обретает: тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох». «Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Тако будет и роду сему лукавому» (Мф. 12:43-45). Так в Египте они служили тамошним богам, и был в них нечистый дух. Когда же они освобождены были чрез Моисея и получили закон, в качестве определителя дел, (они слышали ясные слова: Господу Богу твоему поклонишися «и тому единому послужиши» (Втор. 6:13): тогда изгнан был из сердца их и нечистый дух. Но поелику не имели в себе страха Божия и не приняли в себя чрез веру Иисуса (ибо Он вселяется верою в сердца наши, как написано (Еф. 8:17): то нечистый дух, видя то древнее место свободным, опять вторгся в него и обитал в них, и было для них последняя горша первых. Не безызвестно, что и предателя в среде учеников приуготовал изобретатель нечестия; ибо написано, что по хлебе вниде в него сатана (Ин. 13:27). Итак синагога Иудейская наказана, так как сатана омрачает ее и не дозволяет видеть очами духовными Свет мира, то есть, Христа. После же того как они призваны к обращению, то чаша ярости и фиал падения даны в руки приобидевших их; ибо злые и враждебные силы наказаны тем, что Спаситель всех Христос низверг их во ад и пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти (2 Пет. 2:4 ср. Иуд. И.). Они то и говорили Иерусалиму: преклонися, да минем. Он же (Иерусалим) предлагает средину земли для тех, которые проходят чрез него, то есть, распростер себя самого долу и подложил себя для желающих попирать его. Вот что делают лукавые силы, когда видят душу ослабевшую и пренебрегающую своим умом до того, что легко подчиняется их нечестивым и богоненавистным наветам.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-23 Посему выслушай это, бедный и пьяный не от вина. Так говорит Владыка твой, Господь и Бог твой, ратовавший за народ Свой: вот Я взял из руки твоей чашу опьянения, дно чаши гнева Моего: ты уже больше не будешь пить ее. И вложу ее в руку тех, которые унижали тебя, и говорили душе твоей: «нагнись, чтобы мы прошли» и сделал ты тело свое как-бы землею и как-бы улицею для проходящих

О Иерусалим, которому я сказал: воспряни, воспряни восстань, и принеси покаяние! Поелику ты выпил из руки Господа чашу ярости Его, и осушил ее до подонков, и сыновья твои, рассеянные по всему земному шару и отведенные пленниками, лежали на улицах и перекрестках дорог: то знай, что ты беден и унижен и пьян не от вина, но от ярости Господней. Посему если принесешь покаяние и поднявшись восстанешь, то знай, что чаша опьянения и падения, или, по Симмаху и Феодотиону, терзания и беспокойства, должна быть взята из руки твоей, и фиала (χόνδο), вместо которого и в этом месте Симмах перевел сосуд для растворения вина (craterem), ты уже не будешь пить, но он должен быть передан противникам твоим, которые говорили душе твоей: «нагнись, чтобы мы прошли», и когда они это говорили, ты по собственной воле нагнулся, и сделал тело, или хребет, или, по Семидесяти, среднее и выю твою, как-бы землею для проходящих совне. Это могло быть сказано сообразно истории в том смысле, что Иерусалим, если бы захотел подняться и восстать, то не пил бы чаши ярости Господней, и не терпел бы уже того, что прежде претерпел. Но чтобы мы пришли по Семидесяти в духовному разумению, говорится душе, униженной пороками и упоенной страстями, чтобы знала, что она имеет судьею Господа и что обо всем она отдаст отчет. Если же она изменится к лучшему, то чаша падения будет взята из рук ее, и сосуд для растворения ярости Господней, содержавший в себе наказания, о котором и Иезекииль говорит Иерусалиму: чашу сестры твоея [Самарии] испиеши глубокую и широкую, изобильную к совершению пиянства (Иез. 23:32), должен быть передан в руки тех, которые его унижали. Нет сомнения, что разумеет противные власти, говорившие душе его: «нагнись, чтобы мы прошли». При этом должно также заметить, что они не нагибали ее, и не делали насилия, чтобы она, стоявшая прежде прямо, наклонилась на землю, но предоставили ее собственному произволу. Она же по своей воле подставила выю или хребет, или все тело свое, не из внутри, но извне, тем, которые ее попирали. Подобное этому читаем и в Евангелии (Лк. 13:11-13),— что осмьнадцать лет сатана искривлял женщину, которую Господь выпрямил до прежнего состояния, чтобы она могла сказать: возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя (Пс. 120:1); и: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс. 122:1).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина

Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Непосредственное обращение к Иерусалиму, уже испившему чашу страданий. Последний образ - «вы пьяны, но не от вина» - еще раз буквально встречается у пророка Исаии в первой части (Ис. 29:9).

Толковая Библия.