Толкование на Ис. 52:2

Свт. Иоанн Златоуст

Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя

См. Толкование на Ис. 52:1

Свт. Кирилл Александрийский

Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя

Наконец показывает, какие достоинства приличны святым и ясно учит, каким образом он облечется в крепость мышцы своей и сверх того в славу (свою). Прежде всего повелевает стряхнуть с себя пыль, и таким образом встать и сесть и снять оковы с шеи. В сих словах под пылью, как я думаю, следует разуметь земной помысл и нечистоту плотских похотей. Посему нам, призванным к духовному общению с Господом нашим Иисусом Христом и желающим облечься в Него, как в силу и славу, нужно прежде всего отогнать от себя нечистые и земные помыслы и предочистить ум и, как говорит премудрый Павел, совлечься «ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных» и облещися в нового, обновляемого по образу «Создавшаго его» (Еф. 4:22; Кол.3:10). Сделав это, мы восстаем, то есть, приобретаем здравый и стойкий ум и твердое сердце, согласно сказанному негде в ином месте Богом чрез одного из пророков: «постави себе самого, Сионе» (Иер. 31:21). И божественный Давид негде воспевает: «и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя» (Пс. 39:3). И в книге псалмов написано: «Бог седит на престоле святем своем» (Пс. 46:9), то есть, царство Его непрестанно пребывает твердым и непоколебимым; ибо ничего телесного нельзя представлять в Боге. За сидением, то есть, после того как приобретен будет твердый и непоколебимый образ мыслей, следует совлечение с выи уз: ибо каждый связывается оковами своих грехов; мы же подклонились под ярмо греха и самого сатаны, но во Христе освобождаемся от них, и расторгнув узы их, как написано, и, свергнув с себя иго их, с свободным и ничем не угнетаемым помыслом совершаем благое. Так негде Бог всяческих говорит к нам чрез одного из пророков: «и изыдете, и взыграете, якоже телцы от уз разрешени: и поперете беззаконники и будут пепел под ногами вашими» (Мал. 4:2-3). Когда же к сему присовокупляет плененая дщи Сионя, то прежде всего внушает ту мысль, что Бог имеет сострадание к тем, которые подпали под иго диавольское и служили греху. Затем, при этом, показывает, что и мы сами подпадаем этому, хотя и не следует допускать сего. Именуя потом Сион плененным, Он называет его и дочерью Своею. Как же возможно, чтоб дочь Божия, и удостоенная столь блестящей славы, могла быть уловлена сетями плена? И кто подверг ее этому? Отнюдь не слабость спасающего (Бога), но воля пострадавшей и решение удалившейся от милосердия Отца, потому что она предпочла лукавое и избрав худшее отвергла доброе.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 Отряхнись от праха; поднимись, сядь, Иерусалим! разреши узы выи твоей, пленная дщерь Сиона! Ибо так говорит Господь: даром вы были проданы, и без серебра будете искуплены

Что речь пророка обращается не к Иерусалиму, то есть к развалинам камней и праху и пеплу его, но к народу, обитающему в нем, и что по причине изнеженности духа он называется дщерию, это показывает следующий стих, в котором говорит: разреши узы выи твоей, пленная дщерь Сиона! Ибо подлинно народ иудейский, носящий доселе иго Навуходоносора и стянутый вервиями грехов и богохульств своих, есть пленник, который даром продан и ничего не сделал достойного, за что бы мог быть искуплен. Ему и выше говорится: се грехми вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу (Ис. 50:1). И представляет причины, почему они проданы, почему отвергнуты. Потому, говорит, что прийдох, и не бяше человека: звах, и не бе послушающаго (Ис. 50:2). Из этого видно, что потому они преданы заблуждению и демонам, что не послушали Вопиющего: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11:28). Искуплены же будут те, которые захотят уверовать, не серебром и деньгами, но драгоценною кровию Христа, чтобы они услышали чрез апостолов: благодать вам и мир (Рим. 1:7). Ибо не за заслуги, но по благодати и вере во Христа мы примирены с Богом. Говорится также и душе, которая, будучи замарана грязью пороков, потеряла белизну прежней жизни, чтобы она с апостолами (Мф. 10:14) отрясла прах, приставший к ногам ея. Ибо не могло быть, чтобы та, которая, повергшись наземь, подложила выю свою под проходящих совне, и соединила среднее с землею, и сказала: смирися в персть душа моя, прилпе земли утроба моя (Пс. 43:26), не приняла образа перстного, от котораого нас отвлекает апостол, говоря: якоже облекошуся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. 15:49). Посему сущий во плоти Богу угодити не могут (Рим. 8:8), не потому, чтобы осуждалась природа плоти, Творец которой— Бог, и в которой очень многие угодили Богу и царствуют со Христом, но потому, чтобы отвергнуты были дела плоти, о которых тот же апостол говорит: аз же плотян есмь, продан под грех (Рим. 7:14). Наконец он говорит таким людям: идеже в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте, и по человеку ходите (1 Кор. 3:3)? И, наоборот, святым: вы же несте во плоти: понеже Дух Божий живет в вас (Рим. 8:9). Итак оттрясается прах, о котором написано: еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою (Пс. 29:10), чтобы разрешились узы выи вашей, и чтобы мы не услышали: жила железная выя твоя (Ис. 48:4), но с невестою удостоились услышать: что украшена, ланиты твоя яко горлицы, выя твоя яко монисты (Песн. 1:9), и опять: возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою (Иез. 16:11); чтобы освободившись от тяжкого бремени и воспринимая прежние украшения, мы перестали быть пленниками, будучи искуплены Тем, который пришел проповедати плененным отпущение (Лк. 4:18), и о котором написано: Сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит, не по мзде, ни по даром (Ис. 45:13). Согласно с этим смыслом и апостол Петр говорит: ведяще, яко не нетленным сребром или златом избавитеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа (1 Пет. 1:18).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона

См. Толкование на Ис. 52:1