Толкование на Ис. 53:11

Свт. Иоанн Златоуст

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет

Все это свойственно мудрости и разумению, но «познание Его» означает воскресение. «Оправдает многих» – явит правду Его. Так как сказано: «чрез познание Его Он, Праведник» не его, но «оправдает многих», то ясно, что Он показал праведным для всех неизвестного многим. «Отъяти скорби от души Его» (в русском переводе этих слов нет): вера многих несколько отнимает от скорби Его. Хотя Он страдал по человечеству, однако Он многих привлек к Себе. «И грехи их на Себе понесет»: праведник никогда не наказывается за грехи.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И хощет Господь рукою Своею отяти болезнь от души Его, явити Ему свет и создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет

См. Толкование на Ис. 53:10

Блж. Иероним Стридонский

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет

См. Толкование на Ис. 53:10

Лопухин А.П.

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством… У LXX и по-славянски начало данного стиха читается совершенно иначе: И хощет Господь рукою Своею отъяти болезнь от души Его, явити Ему свет… [В Славянском тексте отсутствует упоминание о Рабе - ...явити ему свет и создати разумом, оправдати Праведного благо служаща многим, и грехи их той понесет. Прим. ред.] В объяснение столь существенного разночтения, некоторые гебраисты находят, что наш русский перевод недостаточно точен и что правильнее с еврейского надо перевести так: «освободившись от труда» (Гезениус), или «по причине труда (подвига) души Своей, Он увидит довольство» (Иер. Фаддей). При таком переводе связь русского текста со славянским становится ближе и яснее: в обоих, очевидно, говорится об одном и том же, именно о том, что для Мессии, после тягостного момента временного уничижения, наступит вечное довольство, т. е. полное и высокое нравственное удовлетворение.

Разница в том, что русский текст освещает дело с субъективной стороны (говорит о внутреннем самочувствии Мессии, а славянский - с объективной (указывает внешний источник Его оправдания и прославления). Впрочем, и тот и другой переводы вполне отвечают контексту речи, где только что перед этим тоже говорилось о воздаянии за подвиг Мессии (10 ст.).

Через познание Его Он, Праведник, Раб Мой оправдает многих… Под «познанием» (евр. daet), или «разумом» (греч. ἐπίγνωσις), здесь имеется в виду, как ближайшее, непосредственное познание Бога, вообще («Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» Ин. 1:18), так и проникновение в глубь тайны Божественного домостроительства о спасении рода человеческого (Мф. 11:27; Ин. 10:15 и др.) Мысль о том, что Сын Господень творил волю пославшего Его Отца добровольно, охотно и с полным сознанием ее значения и силы, неоднократно раскрывалась в разных образах у пророка Исаии и раньше, в особенности, в образе послушного и внимательного ученика (Ис. 50:4-5).

Он оправдает многих… Не сказано всех, а только многих, подобно тому, как и раньше: так, многие народы приведет Он в изумление (Ис. 52:15). Очевидно, потому, что хотя возможность оправдания и спасения через приобщение к плодам искупительной смерти Господа теперь открыта для всех, кто воспользуются ею далеко не все, а только те, кто имеет горячую веру и свободное внутреннее влечение к Божественной благодати (Рим. 5:19), Достойно особенного замечания, что Сам Бог называет здесь Сына Своего Праведником, чем уничтожается последняя возможность сомнения в личной праведности Страждущего Мессии, что, как мы знаем, сильнее всего в Нем смущало иудеев.

«О Нем и Иуда предатель сознается: «согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4), и жена Пилата говорит: «не делай ничего Праведнику Тому» (19 ст.), Должно же заметить, что Он оправдывается не затем, чтобы из неправедного стать праведным… оправдывается праведный… чтобы всем объявилось то, чем Он был», - говорит блаженный Иероним, комментируя этот стих.

См. также Толкование на Ис. 53:10

Толковая Библия.