Толкование на Ис. 57:16

Свт. Иоанн Златоуст

не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих

«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться». Другие же говорят: «не во век буду судить вас». Видишь ли, Бог никогда не гневается до смерти? Некоторые, может быть, по поводу этих слов утешаются, понимая их об адских наказаниях. Но говоря здесь: «вам» (в русском переводе этого слова нет), пророк обозначает некоторых, но не утверждает, что Бог не будет гневаться во век на всех. Он прибавляет также и соответственную причину: «иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное». Разве чужие для Меня те, которых Я подверг наказанию? Они – творения рук Моих.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих

См. Толкование на Ис. 57:15

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное

Что Мне гневаться на вас постоянно? Не в Моих ли руках все вы? Не от Меня ли жизнь ваша? Я презираю грехи ваши и неправды ваши и ради Себя, ради имени Моего милую вас. Не до конца [буду] гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться: ибо от лица Моего изойдет дух и Я соделаю дыхание

Господь, который обитает в вышних и призирает на смиренное, которому имя — Святый и который покоится в святых, укрепляет изнуренных и дает жизнь угнетенным, так говорит: Не всегда буду Я гневаться, не вечно буду негодовать Я, для того поражающий, чтобы исправить, для того убивающий, чтобы оживотворить. Ибо Я милостив к Своему творению, и кого Сам создал, тех не допущу до погибели. Также и Дух Мой, который изойдет из Меня, или который, по еврейскому, Акиле, Симмаху и Феодотиону, все окружает (ибо это означает περιειληθιρεται И περιβάλλει), есть оживитель всего. Я создал и дыхание или во множественном числе: дыхания (ибо это означает nasamoth), о котором в другом месте написано: всякое дыхание или все дышащее, хвалит Господа (Пс. 150:6). Об этом духе и дыхании в начале Бытия написано: Бог вдуну дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2:7). Нечто подобное и Иов говорит: «Дух Господа, находящийся в ноздрях моих, и дыхание Всемогущего, научающее меня» (Иов. 27:3). Поэтому, так как от Меня исходит дух и дыханием и вдохновением Моим все оживотворяется и живет, то несправедливо было бы навеки погибнуть тем, которые сохраняются Моим дыханием и духом. Некоторые из наших говорят, что это тот дух, которым весь мир одушевляется и управляется, и все имеет познание о Боге, пиша о котором согласно с стоиками знаменитый поэт говорит:

И небеса, и земля, и равнина зыбучего моря, И блестящий шар луны, и титановы звезды Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам, Целой громадою движет, смешавшись с телом великим и прочее (Virgil. Aen. VI, 724—727).

Другие же разумеют Духа Святого, который вначале носился над водами и оживотворял все, который исходит от Отца и, вследствие общности природы, посылается Сыном, говорящим: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16:7). О Нем еще Он говорит: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит (Ин. 15:26). Никто не должен соблазняться, если Дух называется исходящим от Отца, так как и Сын говорил о Себе: Аз изыдох от Отца и приидох; ибо Я не от Себя Самаго изшел, но Он послал Меня (Ин. 16:27). Об этом Духе Он говорил: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины (Ин. 14:16). Это тот дух, о котором пишет и Моисей: кто даст всем людем Господним быти пророки и даст Господь Духа Своего на них (Чис. 11:29). И Иоиль от лица Бога [говорит]: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваша и дщери ваши (Иоил. 2:28), и Захария: обаче словеса Моя и законы Моя приемлете, елика Аз заповедую в Дусе Моем рабом Моим пророком (Зах. 1:6). И опять: излию во Иерусалиме дух благодати и щедрот (Зах. 12:10). И много другого [есть] в том и другом Завете, что теперь долго было бы повторять. Скажем только то, что этот же пророк также сказал об этом Духе и дыхании: тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и немного спустя: даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (Ис. 42:5).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное

Ибо не вечно Я буду вести тяжбу и не до конца гневаться… Образ выражения, по справедливому замечанию одного комментатора, близко напоминает аналогичное место из истории потопа (Властов, Быт. 6:3, 5-7).

Толковая Библия.