Толкование на Ис. 58:2

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 2-3 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других

Первым грехом было то, что, когда они находились в плену по воле Божией, то даже тогда противились Ему, повторяя осуждение того, что произошло, по своей дерзости и бесстыдству. Это самое и было знаком греха, что они, отступив некогда от законов и религии, обвиняли промысл Божий. Им следовало молчать по крайней мере в виду своего жалкого состояния, потому что, когда они были свободны, то не делали ничего доброго. «Они вопрошают Меня о судах правды», т.е. указывая Мне день, они ищут праведного суда.

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?». Т.е.: те, которые совершили весьма многие преступления, желали освободиться от наказаний только посредством постов, – они говорили Богу: вот мы постились, почему же мы не освобождены? Итак, что же? Он не считал их недостойными даже тогда, когда они постились, и нисколько не скрывал от них основание Своего действия. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». Теперь, что же для Меня такое – ваше смирение? Если кто постится затем, чтобы мстить своему должнику, то какую пользу ему приносят посты? Подобно тому, как кто, будучи связанным, содержится в темнице и своими узами ударяет своих ближних, точно также и пост бывает обвинением постящихся, когда они причиняют бедным вред. Если они, постясь, оказываются столь жестокими, то тем более – не постясь.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии

Присоединяют, говорит, день к дням, ища помощи у меня и желая познать пути Мои, то есть, мои распоряжения относительно каждого события. Ибо когда была предвозвещена война, и когда от страха все пришли в смятение; тогда они наложили на себя пост и воображали, что они чрез это узнают, каков будет исход этого события. Это, думаю, и означают слова: разумети пути моя желают. Желают же как бы люди, сотворившие правду и не оставившие суда Бога своего, то есть как жившие согласно с законом и бывшие самыми лучшими хранителями данных им повелений и имевшие непорочную жизнь и облеченные красотою святой жизни. Ибо таким только прилично искать Бога, то есть, желать находиться близ Него, пользоваться высшим попечением и сверх того знать пути Его. Посему чрез одного из святых пророков сказано: взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи ваша (Ис. 55:6-7).

Ст. 2-4 просят ныне у Мене суда праведна и приближитися ко Господу желают, глаголюще: что яко постихомся, и не увидел еси? Смирихом души наша, и не уведел еси? во дни бо пощений ваших обретаете воли ваша, и вся подручныя ваша томите: аще, в судех и сварех поститеся и биете пястьми смиреннаго

Призывают, говорит, меня на суд за то, будто я поступаю несправедливо, не желая снизойти к тем, которые смирили себя постом и молитвою. Потом желают быть близкими к Богу, между тем как не могут указать ни на один свой подвиг благочестия и не имеют блеска ни одной добродетели, кроме пустого воздержания от пищи, и говорят: постихомся, и не увидел еси. смирихом души наша, и не уведел еси. И не потому, как будто Бог не знал их смирения чрез пост, они говорят это; но поелику они не пришли к сознанию своих преступлений, то и говорят: не увидел еси и; не уведел еси. А мы говорим, что Бог всяческих видит труды некоторых, являемые чрез молитву и подвиг, потому что внемлет прошениям их. Посему Он указывает основание, почему Он не принял постящихся и не услышал прошений смиривших себя, – говоря: во дни бо пощений ваших обретаете воли ваша. Действительно, пост - прекрасное дело, молитва полезна, и смирение себя в очах Божиих приносит величайшую пользу; ибо написано: смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится (Пс. 34:13); и божественный Давид сказал: колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради (Пс. 108:24); точно также и сам Бог всяческих говорит: обратитеся ко Мне в посте, и в плачи, и в рыдании (Иоил. 2:12); ибо Он охотно милует тех, которые добровольно смиряют себя трудом. Но весьма бессмысленно, что желающие помилования раздражают Законодателя иным способом и приводят Его в гнев тем, что нисколько не любят исполнять повеленного им; потому что тем, которые приходят к Богу, надлежит быть всецело святыми, блистать добрыми делами и быть свободными от всякой нечистоты. Вот, вследствие сего, Он и говорит: вы постились, а Я не видел, то есть, не обратил внимания; вы смирили души ваши, а Я не знал этого, то есть, не удостоил никакой награды ваше смирение: потому что во дни пощений ваших обретаете воли ваша. Итак, тем, которые хотят чисто и свято поститься, следует удаляться от собственных своих желаний, стремится к тому, что угодно Богу и покорно преклоняться пред Его желаниями. Но тогдашние Израильтяне не делали этого, напротив, следовали своим собственным желаниям, пренебрегая угодным Законодателю, вовлекали подчиненных в суды и ссоры, тогда как должны были склонять к единодушию враждующих между собою и водворять мир среди впадших в разногласия. Но они прилагали свое старание к совершенно противоположному. Били смиреннаго, и не в собственном смысле руками, но оскорблениями и притеснениями и другими видами неправды. Каким же образом можно было хвалить постящихся, когда им присуща была такая нечистота? И как могли быть услышаны молитвы столь преступных людей?

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Исидор Пелусиот

Мене день от дне ищут и разумети пути моя желают, яко людие правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии: просят ныне у мене суда праведна и приближитися ко Господу желают, глаголюще

О том, что учить живущим срамно - выше всякой дерзости, и на слова Писания: разумети пути Моя желают, яко людие, правду сотворившии.

Кто намеревается вести речь о Боге, тому надлежит просиять общежительными добродетелями. А любителю порока непозволительно даже и язык подвигнуть говорить о Божиих оправданиях и о Боге, потому что оскорбительно для Божественных законов, когда они произносятся языком оскверненным. Сказано: грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс. 49:16)? У Исаии, порицая не пекущихся о доблестной жизни и жалующихся на Божие домостроительство, говорит Бог: разумети пути Моя желают, яко же людие, правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии.

И если чрезмерно дерзки люди, пытливо доведывающиеся о путях, то есть о домостроительствах Божиих, то не простираются ли за пределы великой дерзости те, которые скверным языком своим ведут речь о Самом Боге, особенно когда допытываются, Что такое Бог? Надлежит же не любопытствовать о том, Что такое Бог, но утверждать, что Он есть. И умалчиваю о том, что у Лакедемонян, справедливо определявших, что слова - это тени дел, живущему срамно не позволялось выговорить доброй мысли.

Посему, если к тебе, право верующему и хорошо поступающему, приступают иные с трудными вопросами, то не смущайся. Таков обычай у людей дурных: явно уступая над собою верх по жизни, прибегают они к исследованию Божественного, чтобы привести сим в затруднение живущих хорошо и лишить их свободы говорить. Но, размыслив, что погрешающие в явном недостойны доверия, когда говорят о представляющемся неявным, они должны прежде упорядочить жизнь свою и тогда уже приступать к вопросам о непостижимом.

Письма.

Прп. Исаак Сирин

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу

Телесные труды без чистоты ума то же, что бесплодная утроба и иссохшие сосцы, потому что не могут приблизиться к ведению Божию. Тело они утомляют, но не заботятся искоренять страсти в уме, а потому ничего и не пожинают. Как сеющий в тернии ничего не может пожать, так унижающий себя злопамятностию и любостяжанием ни в чем не может успеть, но стенает на ложе своем от многого бдения и от затруднительности дел. И Писание свидетельствует, говоря: яко людие правду сотворившии и ни об единой из заповедей Господних не радевшие ищут у Меня правды и истины, и хотят приблизиться ко Мне, Богу, глаголюще: что яко постихомся, и не увидел еси? Смирихом себя, и не уведел еси? Во дни бо пощений ваших творите воли ваша, то есть лукавые помышления ваши, и приносите их как всесожжения идолам, и странным умствованиям, которые признали вы в себе за богов, отдаете в жертву тело свое, драгоценнейшее из всех курений, и которое вы должны были посвящать Мне при ваших добрых делах и чистой совести.

Слово 58.


Но человек, у которого сердце совершенно погребено в земном, который всегда ест со змием персть, никогда не печется о благоугодном Богу, но утомлен и расслаблен всем телесным, не имеет попечения ни об одной добродетели, по причине всегдашних сношений с людьми и рассеяния в забавах, и представляет какие-либо к тому предлоги, - такой человек действительно, по этой лености и праздности, стал далек от доброго. И когда будет стесняем скудостию в чем-нибудь или смертию и подавлен плодами беззаконий своих, - тогда и он, может быть, скажет: «Возложу упование на Бога, и сделает меня беспечальным, и даст мне послабление». До этого часа не вспоминал ты, безрассудный, о Боге, но оскорблял Его непотребством дел своих, и имя Божие ради тебя, как написано, хулимо было язычниками (см.: Рим. 2:24), а теперь осмеливаешься говорить отверстыми устами: «На Него возложу упование, Он поможет мне и попечется о мне»! В посрамление таковых хорошо сказал Бог чрез Пророка: Мене день от дне ищут, и уразумети пути Моя желают, яко людие, правду сотворившии, и оправданий Бога своего не оставившии, просят у Мене суда праведна. К числу таковых принадлежит сей безрассудный, который и мыслию своею не приближался к Богу, а как скоро окружен стал скорбями, воздевает к Нему руки свои с упованием. Такового потребно было бы много раз жечь на огне, чтобы всячески вразумить его, потому что не сделано им ничего такого, почему был бы он достоин иметь упование на Бога. Напротив того, за свои злые дела и за свое нерадение о должном достоин он наказания; и долготерпеливый Бог по милости только Своей терпит его. Поэтому да не обольщает себя таковый, да не забывает, какова жизнь его, и да не говорит, что надеется он на Бога. Ибо будет наказан, потому что нет у него ни одного дела веры. Да не остается он в праздности и да не говорит: «Верую, что подаст мне Бог необходимое», - как провождающий житие в делах Божиих, или да не ввергается безрассудно в кладезь, чтобы, никогда не имев в помышлении Бога, теперь по падении сказать: «Возложу упование на Бога, Он избавит меня». Не обольщайся, безрассудный; надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании пот. Если веруешь в Бога, то хорошо делаешь. Но вера требует дел, и надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели. Веруешь ли, что Бог промышляет о тварях Своих и всесилен? Да сопровождает веру твою приличное делание, и тогда услышит тебя Бог. Не старайся в горсти своей удержать ветер, то есть веру без дел.

Слово 67.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-4 Ибо они изо дня в день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы, народ, делавший правду и не оставлявший суда Бога своего. Они вопрошают Меня о судах правды и хотят приблизиться ко Мне. Почему мы постились, а Ты не смотрел, смиряли души свои, а Ты не знал? Вот в день поста вашего будет исполняться (или исполняется) желание ваше, и у всех должников своих вы вымогали (или вымогаете). Вот вы поститесь для ссор и распрей и преступно бьете кулаком

Ибо они изо дня в день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы, народ, делавший правду и не оставлявший суда Бога своего

LXX [перевели] одинаково. Это относится собственно к иудеям, которые спешат в синагоги, и занимаются законом Божиим, желая знать, что Авраам, Исаак и Иаков и что прочие святые делали, и безошибочно раскрывая книги пророков и Моисея, твердят божественные заповеди, к коим [иудеям] вполне может быть применимо оное; „будут искать Меня злые и не найдут«. Ибо так написано: всяк ищай обретает (Мф. 7:8), а кто не обретает, тот уличается в том, что он худо искал, ибо Господь обретается теми, которые ищут Его в благости, и является тем, которые веруют в Него. Итак, поелику они оставили правду и суд Божий, — каковые названия указывают на Христа по словам псалмописца: Боже суд Твой Цареви даждь и правду Твою Сыну Цареву (Пс. 71:1), ибо Христос сделался для нас искуплением, святостию и правдою (1 Кор. 1), — то тщетно хвастаются знанием закона, между тем как святый ставит в похвалу не знание Писаний, а дела, говоря: путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое (Пс. 118:32).

Они вопрошают Меня о судах правды и хотят приблизиться ко Мне и далее.

Есть другое безрассудство у иудеев, как бы уверенность в чистой совести, — они требуют праведного суда и подражают словам святых, говорящих: суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих (Пс. 25:1), и опять: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Пс. 25:2). И в другом месте: суди суд мой и избави мя (Пс. 118:154). И они желают приблизиться к Богу, между тем как это относится не к месту, а к расположению и свойственно не праздной мысли, а усиленному труду. Поэтому Писание относительно того, в чем состоит приближение к Богу, учит, говоря: ищите Господа. А когда Он приблизится к вам, то пусть оставит нечестивый пути свои и муж беззаконный помышления свои. Ибо Господь приближается к приближающимся к Нему и к тем, кои согласно с правдою исполняют то, что праведно, и могут сказать: мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72:28). Ибо если всемогущий Бог есть Отец истины и правды, то всякий, кто лжив и неправеден, не может приближаться к Богу, о котором написано: ни приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут неправедные пред очима Твоими (Пс. 5:6). Почему, говорят, мы постились, а Ты не смотрел, мы смиряли души свои, а Ты не знал? Они укоряют Господа в несправедливости, так как Он не взирает на добрые дела, и представляют Богу одно голодание чрева, без совершения добродетелей, не вкушая той пищи, которую создал Бог для верных и познающих истину, чтобы они принимали ее [пищу] с благодарностью, а ту, о которой написано в Притчах: тии бо питаются пищею нечестия, вином же законопреступным упиваются (Притч. 4:17). Насыщавшийся подобного рода пищею Фарисей между прочими горделивыми словами хвастался, что он дважды постится в субботу (Лк. 18), который не пил вино из виноградника сорека, а из виноградника содомского, вино которого — ярость драконов и гибельный яд аспидов, и грозды их — грозды горечи (Втор. 32). Таковых Бог обличает чрез пророка: грехи людей Моих снедят (Ос. 4:8). И опять: вскую премолчасте нечестие, и неправды его объимасте и изъядосте плод лжив (Ос. 10:13). Итак, поелику они предлагали вопрос Богу, желая знать, почему они постились и смиряли души свои, а Бог не взирал, позабыв древнее повествование о том, почему Он не призрел на дары Каина, который хотя надлежащим образом приносил, но не надлежащим образом делил с братом (Быт. 4), не видя любви к Богу, согласно с словами Писания: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и искренняго твоею яко сам себе (Мф. 22:37, Мф. 22:39): то Бог ответил, что Он отвергает не посты, а дела, которые совершаются во время постов, говоря: во дни постов ваших исполняются ваши желания, так что вы исполняете не Божии, а свои желания, которые порицает Павел, когда пишет Ефесянам: по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления, в нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии (Еф. 2:2-3).

Следующее же затем по Семидесяти: и всех подчиненных вам мучите или изнуряете лучше перевели Феодотион и Симмах, которым мы последовали в настоящем месте: и у всех должников своих вы вымогаете. Этим показывает, что не безопасно вымогать у бедного, который не в состоянии уплачивать, и не отдавать зябнущему должнику одежду, которую ты взял в качестве залога, — чтобы голос его не доходил до Бога. Ибо милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19:17). И наоборот, кто вымогает у неимущего, тот делает насилие Богу. А чтобы мы знали, что этот смысл заключается в настоящем месте, то и далее в этом же отделе мы будем читать: разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающия. Без сомнения, разумеет расписки. Ибо какая польза от того, что лица бледнеют от постов и что постятся для ссор и распрей сообразно с словами Писания: „кто любит грех, тот радуется распрям» (Притч. 17). Pабу же Господню не должно ссориться, но быть кротким (2 Тим. 2), и подражать Тому, Кто говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29), чтобы смирение было не притворное, а сердечное, и ищущее не славы людской, а сознания в [своей] душе. Вы, говорит, поститесь и кулаками бьете смиренного и подвергаете заушениям. Поэтому епископ не должен быть бийцею (1 Тим. 2:3). Ибо как может обуздать страсть тот, кто не в состоянии удержать ни руки, ни языка? Такого рода посты Господь порицает и в начале этого пророка, говоря: поста и праздности, новомесячий и суббот и прочих праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:13-14). Поэтому заповедуется чрез Иоиля: освятите пост, проповедите цельбу (Иоил. 2:15), чтобы мы постились от грехов, и чтобы освящали посты добрыми делами и исцелением от грехов. Поэтому же далее следует: да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего (Иоил. 2:16), чтобы во время поста мы были заняты молитвою, чтобы внутренний человек наш не питался плотию дракона, который дан был в пищу народам ефиопским. Но это мы говорим не потому, чтобы отвергали посты, чрез которые и Даниил, муж желаний, познал будущее (Дан. 9), и ниневитяне умилостивили гнев Божий (Ин. 3), и Илия (3 Цар. 19), и Моисей (Исх. 34), в течение сорокодневного пощения, насыщались любовию Божиею, и Сам Господь (Мф. 4) столько же дней постился в пустыне, чтобы оставить нам ежегодно совершаемые дни постов; а потому, что бесполезно иметь пустой желудок и [в тоже время] делать другое, неугодное Богу, и, — не говоря о прочем, — изнурять лица свои, чтобы являться постящимися пред людьми, — таковые, в настоящем получая славу, будут исключены из царства Божия, ибо получили свою награду (Мф. 6). Вследствие этого и апостол говорит, что если бы он даже тело свое предал на мучение, чтобы быть сожженным или прославленным (ибо то и другое встречается в списках) без любви Божией (1 Кор. 13), которая находится в сознании сердца, то он тщетно пролил бы кровь.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу

См. Толкование на Ис. 58:1