Толкование на Ис. 59:20

Свт. Иоанн Златоуст

И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь

См. Толкование на Ис. 59:19

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 20-21 И приидет Сиона ради избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова. И сей им иже от Мене завет, рече Господь: Дух Мой, иже есть в тебе, и глаголы, яже Аз дах во уста твоя, не оскудеют от уст твоих и от уст семене твоего: рече бо Господь отныне и во век

Как в недавно пред сим приведенных словах ясно упоминал о постигшем Иудеев гневе, ибо они убили Начальника жизни и нечестиво неистовствовали против Спасителя и Искупителя всех; потом сделал предсказание о милосердии и человеколюбии, которое оказано будет им в последние времена, ибо сказал: мсти им мышцею Своею, и помилованием утверди (Ис. 59:16): так и здесь говорит, что гнев Господа найдет на них, как неудержимый и стремительный горный поток. Но говорит так же и о благословении, которое будет даровано им в поcледния времена века: приидет Сиона ради избавляяй; потому что Единородное Слово Бога снизошло с небесе и, сделавшись человеком, смирило Себя до истощания, дабы призвать, и притом прежде других, Израиля, а также спасти множество язычников. Об этом засвидетельствует премудрый Павел, говоря: глаголю же Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев: а языком по милости, прославити Бога (Рим. 15:8-9). Припомним также и то, что Сам Христос говорил: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дома Израилева (Мф. 15:24). Итак, приидет избавляяй, очевидно, от грехов, от смерти и тления, от жестокости диавольской, от обмана и владычества демонов. И сей им, иже от Мене завет, рече Господь; что однажды определено волею Божией и обетовано, то навсегда пребудет совершенно неизменным и не будет отвергнуто. Какой же, говорит, будет от Меня завет? Дух Мой и глаголы, яже Аз дах вo уста твоя, не оскудеют от ныне и в вечное время. Самым ясным доказательством того, что род человеческий искуплен, и прежде других Израильтяне уверовавшие, служит сообщение (верующим) Духа Святого, чрез Которого получается и слава сыноположения, и способность произносить языком слово веры, как написал премудрый Павел: да не речеши в сердцы твоем: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести: или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести. Но что глаголет писание? Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердцы твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедаем: яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердцы твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасние (Рим. 10:6-10). Итак, мы получили от Бога глагол веры, или исповедание: а оно спасительно и доставляет правду. Таким образом, оправдывает нечестивого Христос, который древле взывал: се отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя (Ис. 44:22). Этот глагол веры пребудет в нас непрестанно и не умолкнет в устах наших, но передадим его в роды родов и таким образом оправдаются и потомки наши; ибо если Христос всегда пребывает и есть Бог и Господь, то никогда не прекратится исповедание веры в Него у тех, которые познали явление Его.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь

См. Толкование на Ис. 59:19

Лопухин А.П.

И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь

Предшествующая мессианская, наполовину прикровенная, речь пророка переходит здесь в ясное и прямое предсказание о Мессии и Новом Завете.

И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. Апостол Павел в своем известном нарочитом рассуждении о судьбе Израиля цитирует это место в доказательство будущего обращения всех евреев, перед временем второго пришествия Господа на землю (Рим. 11:26). Но, разумеется, ничто не мешает нам частичное исполнение данного пророчества относить и ко времени первого пришествия Иисуса Христа, когда многие из иудеев также обратились к Господу и уверовали в Мессию.

Толковая Библия.