Толкование на Ис. 61:2

Свт. Иоанн Златоуст

нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия

«Проповедовать лето Господне благоприятное». Акила и Симмах говорят: «год приятный». «И день воздаяния Богу нашему» (в русском переводе: «и день мщения Бога нашего»). Справедливо говорит: «день воздаяния», чтобы они не надеялись только на возвещенные блага, и не были беспечными. Вот приходит суд, так что Он каждому воздаст по его делам. Он не затем только пришел, чтобы отпустить грехи, и даровать дары. А ты получаешь таковые дары для умножения грехов!

«Утешить всех сетующих», – как тех, которые скорбели по причине телесных, так и тех, которые скорбели по причине духовных немощей. Симмах говорит: «утешить».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущия

См. Толкование на Ис. 61:1

Блж. Иероним Стридонский

проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих

См. Толкование на Ис. 61:1

Лопухин А.П.

проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих

Проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего… Здесь обращает на себя внимание сочетание двух, довольно разнородных свойств Мессии: Его милующей любви и карающей правды. Впрочем, черта эта хорошо известна и по изображению Псалмопевца, который выразительно замечает про Господа, что у Него «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). В данном случае милующая любовь Мессии будет изливаться на всех бедных, страждущих, униженных и притесняемых; а Его карающая Правда будет направлена против всех самонадеянных богачей и несправедливых угнетателей. В самом сопоставлении таких противоположностей, как «лето благоприятное» в «день мщения» нельзя не видеть излюбленного пророком Исаией приема – говорить антитезами.

Ближайшей, определяющей параллелью к выражению «лето благоприятное» может служить место из 50 гл., где говорится об исполнении времени борьбы и полном, сугубом воздаянии за нее (Ис. 50:2), а к термину «день мщения» – слова последующего контекста: «день мщения в сердце Моем и год Моих искупленных настал» (Ис. 63:4). Из всего этого должно заключать, что такими синонимическими терминами, в сущности, определяется одно и то же время, именно, период земной жизни Спасителя, который одновременно был временем оправдания и спасения для одних, и временем суда и наказания для других (Ин. 9:39).

Толковая Библия.