Толкование на Ис. 61:10

Свт. Иоанн Златоуст

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством

«Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня». Не видишь ли ты, что здесь пророк сказал только о радости духовной? Здесь нет ничего вещественного, но все духовное, потому что он говорит: «возвеселится душа моя о Боге моем». Когда мы получаем какую-либо духовную благость, то мы радуемся о Господе. Всякий, кто радуется о своих благах и детях, хотя бы потом подвергался печали, однако, видя приятную жену или любимых сынов, затем не считает бедствий более бедствиями. Равным образом это случается и с тем, кто радуется о Господе, – особенно, когда он наверное знает, что Бог не прогневался на него; тогда он более не скорбит и не печалится, подобно тому, как апостолы всегда радовались о Боге и других увещевали к тому же, говоря: «Радуйтесь всегда в Господе» (Флп.4:4). Эта радость непреходяща и бессмертна. Если кто радуется о благах, то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость. Подобно тому, как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз, а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отнимает радость от ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной, может быть, будет радоваться из-за прекрасной жены, но и она – владение непрочное, радость временная, веселие преходящее, соединенное со многими огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным; любовь постоянно обновляется, желание возжигается, никогда не дряхлеет и не стареет. Тот, кто любим тобою, всегда нов, желателен и достоин любви. Если же ты скажешь, что ты не видишь Его, то посмотри на небеса: как они прекрасны, как величественны! Как небо приятно, усладительно для зрения и полезно для всего! А это небо есть дело Того, Которого ты любишь, тонкое и нежное дело перст Его. Отсюда ты уразумеешь красоту Его Самого, насколько это возможно. Разве ты не видишь Его? Если желаешь, то ты Его узришь, – очисти только ум, очисти сердце, потому что говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

«Облек меня в ризы спасения». О какой ризе говорит пророк? Та риза, в которую мы облекаемся, не есть риза спасения. Но я знаю, что вам, ведящим таинство, это известно. Однако, пусть говорит Павел: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: «ризу», – потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти – совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: «облек», так чтобы одежда всегда пребывала с нами. «Одеждою правды одел меня». Есть здоровье, которого мы можем достигнуть после болезней, благодаря врачам и наставлениям советников; это же здоровье приобретается вместе с радостью и величайшими благами и никогда не подвергает нас бесчестию. «Как на жениха возложил венец». Акила говорит: «как жениху, украшенному венцом». «И, как невесту, украсил убранством». Митра – это венец, украшенный ожерельями и драгоценными камнями, который женихи надевают себе на голову во время бракосочетания. «И, как невесту, – говорит, – украсил убранством». Поистине, было брачное торжество, но только духовное, в котором души сделались причастницами Бога. Смотри на бедность невесты, которая получает от жениха одежду и украшение; никто другой не мог украсить ее этими одеждами. Подобно тому, как какой-либо муж – царь, когда желает взять себе в жены понравившуюся служанку, не имеющую одежды, достойной брачного торжества, и не имеющую средств самой от себя приготовить таковые одежды, дарит ей все это и украшает, – таким же образом и Христос даровал все украшения Церкви и украсил ее.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 10-11 Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки

Распростерши к ним щедрую руку и возвестив, что увенчает их многочисленными и драгоценными дарованиями (ибо говорит: всяк видяй я, познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога) и потом присовокупив, что возрадуются о Господе, Он прямо сообщает им радость. Посему-то, и притом весьма уместно, вводится здесь лицо церкви, от восторга восклицающей: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия. Одеждою вeceлия называет Господа нашего Иисуса Христа, как и премудрый Павел пишет уверовавшим в Него: облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похотех (Рим. 13:14). Те, которые имеют в Нем как бы одеяние, сверх спасения приобретают счастье и пребывают в нескончаемой радости. Посему Сам Спаситель сказал: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин. 10:10); ибо Он, как я сказал, не только спасает, но и доставляет нескончаемую радость; это и есть то лишшее, что должно прибавиться - жизнь святым. Итак, Христос есть небесная и превышняя риза и одежда нетления; кто получит ее, тот будет увенчан всякою красотою, очевидно, духовною, и отличиями добродетели. Он будет как жених, украшенный венцом, и как невеста, блистающая всеми украшениями; ибо сyщие во Христе - сильны и весьма мужественны в духовных подвигах и в изобилии обладают украшениями добродетели во всех видах. Они подобны и невестам по плодородию и по разнообразной красоте блестящих добродетелей. Посему некто из святых пророков, называя плодоносными проводящих святую жизнь, сказал: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, его же сотворихом на земли (Ис. 26:18). Итак, святых надобно уподобить жениху и невесте по причине их мужества и, сверх того, плодородия. Но обрати внимание на то, что им всегда присуще как бы сияние красотою; и это сохраняется у них как при совершении великих подвигов добра, так и в мужественной борьбе со страстями. А что радость, как бы некое цветущее растение, увенчавает вселенную, после того как Христос воссиял народам правду, на это указал в словах: яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки. Кажется, вырастающим и восходящим пред народами семенем и цветом называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа, как сказал в Песни Песней: Аз цвет польный, и крин удольный (Песн. 2:1); или же евангельскую и спасительную проповедь и оправдание через нее, которое превосходнее правды законной и всегда сопровождается радостно, то есть веселием. Тем, которые вполне достигли его (оправдания), даровано будет Богом пребывание в постоянной радости; ибо они услышат от Спасителя всех нас Христа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21). Как радость спасительная проповедь может быть понимаема и другим способом: между тем как закон был карателем и возбуждал (в душах) великий страх, ибо отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает (Евр. 10:28), напротив, евангельское откровение приносит нам жизнь и oбетованиe наград и истинную надежду на непостижимые блага.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-11 Радостию буду радоваться о Господе, и возвеселилась (вульг. возвеселится) душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждами правды одел меня, как жениха, украшенного венцом, и как невесту, украшенную ожерельем своим. Ибо как земля производит зелень свою и сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог возрастит правду и хвалу пред всеми народами

Начало отдела по Семидесяти, которые сказали: радостию возрадуются о Господе, связано с концом предшествующего отдела. По еврейскому это—начало другого отдела, в котором выводится Церковь, отвечающая на слова Христа: радостию возрадуюсь о Господе и возвеселится душа моя о Боге моем,—не об отцах, как хвалились иудеи, говоря: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже (Ин. 8:33), но о Боге, согласно с словами Писания: народу же веровавшему бе сердце едино и душа едина (Деян. 4:32).

Далее указывает причины радости: Ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою или хитоном правды и веселия, которая по еврейски называется таит, украсил и одел. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, во Христа облекаемся (Гал. 3) и имеем Его одеждою правды, который сделался для нас святостию, правдою и искуплением (1 Кор. 1). Он представляет также сравнение двух стад в Церкви: совершенных и начинающих. Совершенных он сравнивает с красотою жениха, начинающих уподобляет украшению невесты. Совершенным был Павел, который, как жених, украшенный венцом и долженствовший быть увенчанным, или, как перевел Акила: ίερατευμένοζ οτεφράφ; Что на нашем языке называется носящий священнический венец, говорил по авторитету вещавшего в нем Христа подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4:7-8), и в другом месте: елицы убо совершенни, сие да мудрствуем (Флп. 3:15). Начинающим же он был сравнительно с исполнением, когда от лица начинающих говорил: егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях (1 Кор. 13:11), и еще: отчасти видим и от части уразумеваем, пока не приидет совершенное (1 Кор. 13:8-10). Поэтому уподобляется украшению невесты, украшаемой женским нарядом или, как прочие перевели, убранствами (vasis) или ожерельями своими. И представляет примеры другого сравнения, из которых первый относится к жениху, второй к невесте. Как земля производит зелень свою и орошается небесными дождями, и подобно тому как сад, нуждающийся в водах источников и рек, произращает семя свое: так, говорит он, Господь возрастит правду и радость пред всеми народами,—не пред Израилем,чтобы поразить высокомерие иудеев, а пред всеми народами, которые собираются в Церкви.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством

Созерцание такого полного торжества и высокой славы новозаветной Христовой церкви наполняет душу пророка священным восторгом, и он из глубины переполненного сердца поет победный гимн Богу, влагая его в уста самой церкви. Примеры подобного рода бывали и раньше (Ис. 42:10; 44:23; 49:13).

Радостью буду радоваться… Указывает на самую высшую степень радости, новозаветной церкви, при виде такого множества членов и такого всеобщего почета и такого ясного благоволения Божия (см. 8 ст.).

Возвеселится душа моя о Боге Моем... потому что именно Он - причина и источник духовного веселья церкви. Невольно напрашивается сравнение этих слов с аналогичными словами другой радостной, новозаветной песни: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46-47).

Ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня… Образ взят, по-видимому, от воина, одетого в бранные доспехи; хотя евр. термин ליךמ - «одежда спасения» указывает на одежду первосвященника. В переносном смысле все это знаменует благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинствах церкви и сообщающие с верою приемлюшим их оправдание и спасение.

Как на жениха возложил венец, как невесту, украсил убранством. Сравнение церкви с женихом и невестой следует признать особенно выразительным и сильным, так как на свое брачное торжество все, даже самые бедные люди, обычно стараются предстать в самом лучшем и нарядном уборе. В частности, сравнение церкви Христовой с невестой служит предметом целого псалма (Пс. 44). Можно, наконец, отметить, что текст этого стиха дал содержание одной из наших богослужебных молитв, при архиерейском облачении.

Толковая Библия.