Толкование на Ис. 63:2

Свт. Иоанн Златоуст

Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле

См. Толкование на Ис. 63:1

Свт. Кирилл Александрийский

Почто червлены ризы Твоя и одежды Твоя яко от истоптания точила

См. Толкование на Ис. 63:1

Прп. Максим Исповедник

Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?

См. Толкование на Ис. 63:1

Блж. Иероним Стридонский

Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле

Где теперь говорится багряное, там в еврейском стоит edom, — не название местности, а наименование крови. Ангелы опять спрашивают и говорят: мы узнали, что Ты — тот, который изрекаешь правду, и что спасение всех основывается на Твоем суде. Теперь мы желаем знать, почему Твои одежды как бы омочены в виноградном соке или отчего Ты обагрил кровию Свой хитон, который был ткан сверху и не может разрываться и от девственного чрева имел такую белизну, какой никто из белильщиков на земле не мог сделать? Ибо Тебе более приличествует благость, нежели жестокость, более белизна, нежели кровь. Им отвечает Господь не одним стихом, как прежде, а многими словами, чтобы всему научить незнающих, чтобы они не имели нужды снова спрашивать.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое

Дают продолжение начатого диалога.

Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя - как у топтавшего в точиле? снова вопрошают недоумевающие Победителя. И на это получают такой ответ: Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мной; и Я топтал их в гневе Моем… кровь их брызгала на ризы Мои… В ответе этом использован тот самый образ, какой дан был и в вопросе - именно, сравнение с практиковавшимся тогда на Востоке приемом выжимания виноградного сока, при котором естественно и неизбежно было и известное обагрение одежд у лица, занимавшегося этой работой. Сравнения этого нельзя не признать особенно выразительным и сильным для заключенной в нем мысли - о наказании врагов Божиих.

«Вопрошаемый отвечает, что Он также топтал точило, в котором, вместо виноградных гроздов, были заключены враги Его, что Он попрал их во гневе Своем, их кровь брызгала на одежды Его и обагрила их (Откр. 19:13). Точилом гнева Божия, которое истоптал Христос Спаситель, был ад который Он попрал (Eф. 4:8-9), по распятии Своем. В этой борьбе с адом Христос, подобно Самсону, единоборствовавшему с филистимлянами, или Давиду - с Голиафом, был один и не имел Себе помощника из людей» (Мф. 26:56; Ин. 16:32 - Комм. СПб. Академии, 905). Хотя речь все время ведется здесь как бы о прошедшем событии, но это, очевидно, лишь для предания ей большей образности и картинности, большей убедительности и силы. Фактическое же исполнение данного пророчества, как и многих др. пророчеств Исаии, можно отнести к двум историческим эпохам: во-первых, к началу христианской эры, совпавшей с концом многих древне-языческих монархий, а во-вторых, - к ее завершению, в момент страшного Суда, когда будет произведен последний и окончательный расчет со всеми темными силами зла (1 Кор. 15:24-28).

Толковая Библия.