Толкование на Ис. 63:17

Свт. Иоанн Златоуст

Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего

«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?». Они, по словам пророка, говорили это или потому, что несколько сомневались относительно этого предмета, или по причине наказаний, как они утверждали в ином месте: «уклонил… стези наши от пути Твоего» (Пс. 43:19), т.е.: Ты отогнал нас, оставил нас в чужой земле, исключил нас от законов и полезных повелений, ни во что вменил служение наше, и пренебрег послушания наши. «Обратись ради рабов Твоих», т.е. ради праведных и смиренных.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Что уклонил еси нас, Господи, от пути Твоего и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися Тебе

См. Толкование на Ис. 63:15

Ст. 17–19 Обратися ради раб Твоих, ради племен достояния Твоего, да мало наследим горы святыя Твоея. Противницы наша попраша святыню Твою. Быхом яко исперва, егда не владел еси нами, ниже бе наречено имя Твое на нас

Опять просят, чтоб Он обратился к ним, говорю, по своему милосердию и человеколюбию. Говорят, что они – рабы и наследие Его, не потому, что они совершили приличное рабам или подклонили свою выю под Его ярмо и не потому, что, составляя избранный Им народ, они старались быть послушными Ему; но поелику они однажды были названы Его (народом) и издревле находились в общении с Ним, то ради этого и просят у Него одного: обратися, говорят, да мало наследит горы святыя. Горою же святою Священное Писание часто называет Церковь, коей малою никоею частью сделались Израильтяне. Если бы они приняли веру в Господа нашего Иисуса Христа, то из них образовалась бы великая часть Церкви, после того, как присоединилось бы к ним множество язычников. Поелику же они, по причине великой непокорности, оказались позади язычников, и число последних гораздо более их (иудеев); они же совсем малочисленны, ибо славен только останок: то по сей причине они унаследовали только малую некую часть на Святой горе, то есть, в Церкви. Если же кто скажет, что горою святою они называют вышний град, небесную Церковь, мать и питательницу святых, и желают получить в ней часть наследия; то правильно поймет (изречение, толкуя его) и таким способом. Были они, говорит, яко исперва, егда не владел Он ими, ниже бе наречено имя Его на них. Это слово вполне справедливо: ибо лишившись Его попечения и покровительства, они сделались тем, чем были в начале. А каково было это состояние? Они находились в рабстве у Египтян, обрабатывая глину и кирпич и долго мучимы били этими работами. Также и ныне они повержены под ноги диавола и осквернены плотскими страстями и мирскими похотями; ибо на это, по справедливости, можно смотреть как на сокровенное плинфоделание. В Египте они служили лукавым духам; и ныне в сих обитает дух нечистый. Этому научил нас Сам Спаситель, говоря о них: егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ищя покоя, и не обретает: тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох. И пришед обрящет празден, пометен и украшен: тогда идет и поймет, говорит с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Тако будет говорит, и роду сему лукавому (Мф. 12:43-45).

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 17-19 Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твое. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое

Послание, которое Павел пишет к Коринфянам, хотя писано к жителям одного города, но сообразно с разнообразием жителей, то есть святых и грешников, то хвалит их, то обличает, то поучает, то укоряет, призывает к воздержанию, не отвергает брака, отклоняет от идолослужения, наставляет относительно воскресения, подает руку [помощи] двубрачию, чтобы не давать места любодеянию. Это мы сказали для того, чтобы также и настоящий отдел, который весь состоит из молитвы народа, молящегося Богу, приписать или праведникам или грешникам, то восхваляющим Бога, то предлагающим вопрос Богу и возлагающим свою вину на Бога. Поэтому после другого, они говорят также и следующее: для чего Ты, Господи, попустил нам блуждать [вдали] от путей Твоих или уклонил нас с пути Твоего, ожесточил сердце наше, чтобы мы не боялись Тебя. Это не в том смысле, что Бог служит причиною заблуждения и жестокости, а в том, что долготерпение Его, ожидающего нашего спасения, когда Он не удерживает погрешающих, кажется причиною заблуждения и жестокости. Поэтому сильно разгневанный на некоторых Он удерживает руку от наказания и говорит: не присещу на сыновей ваших, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют (Ос. 4:14). Ибо Он бьет всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6), а бьет для того, чтобы исправить. Поэтому о тех, кои не утратили названия чад, но чрез наказания склоняются к покаянию, Он говорит: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их; милость же Мою не разорю от них (Пс. 88:33). Ибо есть печаль, приводящая к жизни, и есть печаль, приводящая к смерти. Поэтому и грешник говорит в псалме: уклонял еси стези наша от пути Твоего и смирил еси нас на месте озлобления (Пс. 43:19). И народ блуждал сорок лет в пустыне (Чис. 32), чтобы не найти прежнeго пути и не возвратиться в Египет. Также у Осии обносятся оградою стези Иерусалима и заграждаются тернами, чтобы он не последовал за любовниками своими, но вынужденный необходимостию возратился к прежнему мужу своему (Ос. 2). И о фараоне говорится также, что Бог ожесточил сердце его, чтобы он не отпустил народ Его и чтобы был поражен десятью казнями (Исх. 4). Этот вопрос весьма тщательно изъяснил Павел [в послании] к Римлянам (9). И мы касались его в одном сочинении.

Обратись, говорит, Господи, или обрати нас ради рабов Твоих, Авраама и Израиля, которые не узнали нас или относительно которых мы верим, что они находятся среди народа. Ибо как ничтожеством и без всякого труда овладели народом Твоим святым противники наши. Или, по Семидесяти, обрати нас, чтобы мы владели малою частью горы святой Твоей, так как мы не можем владеть всею горою Твоею, чтобы, имея часть, мы достигли полноты ея и видели славу Единородного от Отца, исполненного благодати и истины (Ин. 1). О ней у этого же самого пророка говорится: будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2:2).

А относительно того, в каком смысле следует понимать приведенное выше: для чего Tы попустил блуждать нам, очень подробно учит Иеремия: прельстил мя еси, Господи, и прельщен есмь, удержал и превозмогл еси (Иер. 20:7). Ибо, обещая мне помилование, и подобно милосердому отцу, не обнаруживая строгости, и, как искусный врач, скрывая весьма острый нож, чтобы не напугать болящего прежде лечения, Ты сделал меня нерадивым, вследствие чего и о Иерусалиме Бог говорит: се Аз соблазню ю и учиню ю яко пустыню, и сделаю ее подобною земле безводной, и возглаголю в сердце ея и дам ей притяжание ея оттуду, и поляну Ахорову, отверсти смысл ея (Ос. 2:14-15). Рассмотрим порядок мыслей в частности: соблазняет ее и обращает в пустыню и [страну] без воды для того, чтобы она испытывала жажду добродетелей. Когда она скажет: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя (Пс. 62:2), тогда Он будет говорить к сердцу ее и утешит плачущую. И даст ей притяжание оттуда, то есть из покаяния и скорби, производящей спасение. И смирение сокрушенного сердца ее (ибо это означает в переводе долина Ахор) отверзает смысл, чтобы она знала Творца своего.

Враги, говорит, наши попрали святилище Твое. Без сомнения, указывает на храм, который попирали победители-римляне. И сделались мы такими, какими были в начале, прежде нежели мы были призваны в Аврааме, и когда были в Египте, не имея Бога, ни царей, ни князей, ни пророков, ни закон заповедей Божиих (Ос. 3:4), что все исполнилось после страдания Господня и теперь исполняется. Ибо так как они говорили: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), то остается вечное проклятие на них и Бог не владычествует над ними и имя Его не призывается на них, ибо они не называются народом Божиим.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего

Для чего, Господи, ты, попустил… ожесточиться сердцу нашему?.. Библия не раз говорит о Божьем попущении к ожесточению закоренелых грешников (Исх. 4:21; 7:3; 9:12; 10:1 и др.). В этом нельзя не видеть одного из убедительнейших доказательств свободы человеческой воли, а также и необходимости личных усилий каждого для своего спасения. Исторически здесь разумеется, вероятно, то «ожесточение» Израиля, от которого предостерегали его пророки (Ис. 6:10, 29:10 и др.) и в котором упрекали апостолы (Рим. 11:7).

Обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего… Так как раньше (15 ст.) Господь представлялся как бы покинувшим Израиля и отвратившимся от него, то теперь пророк и молит Его, чтобы Он снова милостиво воззрел на свой народ и обратился бы к нему лицом. Под «рабами» и «коленами наследия» должно разуметь «верных рабов Господа», признавших Спасителя и положивших начало новозаветной церкви. Ради заслуг этих-то «праведников» пророк и дерзает молить о спасении всего народа, подобно тому, как некогда Авраам молил Господа о спасении жителей Содома и Гоморры, ради известного числа праведных, чего, впрочем, там не оказалось (Быт. 18:23-32). Можно придавать этим словам и тот смысл, какой усвояет им один из наших комментаторов: «просят Его милости ради рабов своих и ради колен наследия своего, т. е. что бы Он имел полный плод избрания израильтян в рабы свои и в наследие свое. А если Бог не обратит их, то будет казаться, что Он напрасно избрал иудеев в народ свой, не достиг желаемой цели избрания их в наследие свое» (еп. Петр - «Объясн. кн. пророка Исаии», гл. 323 с.).

Толковая Библия.