Толкование на Ис. 65:21

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21-24 И созиждут домы и сами вселятся, и насадят винограды и сами снедят плоды их. Не созиждут, да инии вселятся, и не насадят, да инии снедят: якоже бо дние древа жизни, будут дние людей Моих: дела бо трудов их обетшают: избраннии же Мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. И будет, прежде неже воззвати им, Аз услышу их, еще глаголющым им реку: что есть

Обещает им мир непоколебимый, милость и благоволение, благость и человеколюбие. Древле потомки Израиля непрестанно оскорбляли Бога. Творца всяческих, своим величайшим неразумием, разнообразными пороками и нежеланием жить справедливо. По этой причине они были наказуемы различными способами: иногда гибли произведения полей, и они, пролив понапрасну пот при обработке земли, были изнуряемы голодом, как написано: и даде рже плоды их, и труды их пругом (Пс. 77:46); и сказано им также одним из святых пророков: ты посееши, но не пожнеши: ты изгнетеши масличие, но не помажешися маслом, и вина не испиете (Мих. 6:15), и в другом месте: домы украшены соградисте, и не вселитеся в них, винограды вожделенны насадисте, и не имате пити вина от них (Ам. 5:11). Иногда же обрушивались на них и бедствия войны, причем одни из них были преданы мечу, другие, боясь этого, покидали свои дома и родину и переселялись в чужие страны. Но этому подвергались древние, – и не раз, за великие грехи.

Верою же восприявшие во Христе благодать и святым крещением омывшие греховные скверны не впадут в их нечестия и не потерпят неожиданного ущерба в их духовных трудах: напротив, будут услаждаться своими подвигами, как поется в псалмах: труды τὼν καρπων σου снеси (Пс. 127:2), где καρποὶ называется нижняя часть руки. Никто уже не изгонит их, никто не удалит обители, которая дана будет им Богом, ибо у Отца обители многи (Ин. 14:2); не будут они лишены жребия, их ожидающего и приличествующего их духовному плодоношению: будет, говорит, жизнь их, якоже дние древа жизни, т. е. святая, ибо такова была жизнь первозданных до грехопадения, когда им было возможно вкушать от древа жизни и когда гнуснейший и богоненавистный грех не имел еще в них места. Присоединяет пророческое слово и нечто иное в этом роде: дела бо трудов их, говорит, обетшают, т. е. так сказать у них останется неизменный порядок дел; ибо израильтянам чрез Моисея дан был закон, но в нем были тень и образ, имел он вид, истины, а не самую истину; когда же воссиял Христос, образы сменились истинного, тени как бы отошли и обветшали, т. е. сила подзаконного порядка не сохранилась навсегда. Итак, потомки Израиля не продлили дел своих, так как подзаконное служение, по крайней мере – в рассуждении образов (типов), бесполезно: а христиане продлят, потому что им не будет дан другой закон, который бы изменил к лучшему качество глаголов Евангельских.

Действительно, о Спасителе всех Христе устами псалмопевца сказано: правда Твоя правда во век, и закон Твой истина (Пс.118:142). Избрании же Мои, говорит, не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие. Снова научает из сопоставления или противоположения тому, что некогда достигло наставников иудейских: эти книжники и фарисеи, оставившие закон и учащие учением, заповедем человеческим (Мф. 15:9; ср.Ис. 29:18), сделались отцами чад, конечно – по научению, однако - вотще и на проклятие. Этому научил нас Спаситель, который, обличая книжников и фарисеев, говорил: горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас (Мф. 23:15). Таким образом, они порождали чад на проклятие и вотще.

Избраннии же Мои, говорит, т. е. божественные ученики, или, что одно и тоже, священнослужители Моих глаголов, породят не на проклятие и не вотще, подобно тем, ибо семя благословено будет, благословено же – Богом. А что будет со вниманием пещись о них, посылая дары милосердия и человеколюбия и с готовностью приклоняя ухо к их просьбам, - это показывает, говоря: прежде неже воззвати им, Аз услышу их, еще глаголющым им, реку: что есть?

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-22 И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих

Относительно этих домов в шестьдесят восьмом псалме пророческая речь обещает говоря: яко Бог спасет Сиона и созиждутся гради иудейстии и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем (Пс. 68:36-37). Все это иудеи понимают буквально (carnaliter), в том смысле, что Иерусалим и города иудейские будет восстановлены в прежнем состоянии. Если мы согласимся с ними, то пусть они выслушают, что это обещается не только Иерусалиму, но и Содому, так как Иезекииль говорит: „возвратится Содома в прежнее свое состояние“ (Иез. 16:55). Следовательно под домами, в которых будут жить построившие их, должны быть понимаемы или добродетели, или различные обители у Отца, которыми вечно будет владеть построивший их. Таковые устроивали, как говорится в Исходе (Исх. 1), и повивальныe бабки, боявшиеся Бога, хотя в еврейском написано, что домы им устроились Богом, потому что они боялись Его. Также и Иаков, так как он был прост или, как говорится по-гречески, άλαστός, то есть не льстив, и не был таким, какие осуждаются в послании Петра, о которых он говорит: в лихоимстве льстивыми словесы вас уловят (2 Пет. 2:3). Поэтому они жили в доме, которым не мог обладать Исав, находивший удовольствие в зверях и лесах. Такой дом описывают и слова Спасителя в Евангелии: „всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, подобен мужу благоразумному, построившему дом на камне“ (Мф. 7:24). В буквальном же смысле многие святые строят домы, и не живут в них или вследствие странствования, или хищения со стороны другого или по причине смерти. Таковым был Иов, который, будучи богат телесно и духовно, был доведен до такой бедности, что сидел на куче мусора вне ворот города (Иов. 2). Напротив того, построил дом и жил в нем тот облеченный в порфиру евангельский богач, которому вполне справедливо можно было сказать: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, a яже уготовал еси, кому будут (Лк. 12:20)? Но не только, говорит, они будут строить домы и жить в них, но также будут насаждать виноградники и сами есть плоды их, согласно с тем, что у Михея говорится: почиет кийждо под лозою своею и под смоковницею своею, и не будет устрашающаго (Мих. 4:4). Это тот виноградник, который в Евангелии говорил: Аз есмь лоза, вы же рождие, и Отец Moй делатель есть (Ин. 15:5). „Всякий, не приносящий плода, срубается и бросается в огонь(Мф. 3). Плоды его будут есть и пить, и они веселят сердце человека, и женихи упояют ими друзей, и ежедневно будут пить их в царстве Божием. Покоится же под смоковницею и не боится ничьих козней тот, кто наслаждается сладостию Духа Святаго и насыщается плодами Его: любовию, радостию, миром, верою, воздержанием, долготерпением. О подобного рода насадителе говорится: „кто насадит смоковницу, тот будет есть плод ея“ (Ам. 9). Кто будет строить такие домы и насаждать виноградники, о которых и апостол говорит: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1 Кор. 3:6), тот будет есть от плодов рук своих (Пс. 127) и, пожиная о духе, будет от духа пожинать жизнь вечную и не будет подвергаться запинаниям со стороны диавола и служителей его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними

Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих (Ис. 58:6-7; 59:2-8, 14-15). В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия (Втор. 28:30).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 65:17