Толкование на Ис. 65:23

Свт. Кирилл Александрийский

избраннии же Мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут

См. Толкование на Ис. 65:21

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 23-25 Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь

Обитание и насаждение праведных будет вечным, чтобы дни жизни народа Моего сравнялись с днями дерева жизни, о котором в Псалмах говорится: праведник аки финик процветет (Пс. 91:13), ежедневно торжествуя над противниками и нося пред собою знамение победы. Если же читаем по Семидесяти: дни дерева жизни, которые с еврейского передают более смысл, нежели слова, то мы можем понимать то дерево жизни, которое находилось в раю. Чтобы Адам не простирал руку свою к нему и не стал жить, для этого он был изгнан из рая (Быт. 3). Для охраны его был поставлен херувим, то есть множество знания, и огненное копье (framea), чтобы охранять путь к дереву жизни, чтобы находившийся во грехе и еще не сознавший своих прегрешений Адам не ел от него и не умер смертию нераскаянности, и отчаяния, и гордости. Что это за дерево жизни, это яснее излагает Соломон, который, рассуждая о премудрости Божией, говорит: древо живота есть всем держащимся ея и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда (Притч. 3:18) и, без сомнения, указывает на Слово Божие, которое Само есть путь и премудрость и говорит о Себе: Аз есмь живот (Ин. 11:25) и о которой пророк поет: вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея (Пс. 103:24), и апостол Павел: „Христос — Божия сила и Божия премудрость“ (1 Кор. 1:24). Также дела народа Божия не будут стареть, но ежедневно будут обновляться, чтобы ходить не по ветхой букве, а в новом духе (Рим. 7), чтобы как чрез неповиновение одного человека весьма многие стали грешниками, так чрез повиновение одного человека многие стали праведными. Или, может быть, то следует сказать, что делаются старыми дела тех, дом которых, основанный на камне, пребывает во веки и которые на основании Христовом строили из золота, серебра, драгоценных камней (1 Кор. 3), и наоборот, дела тех погибают, дом которых, основанный на песке, подвергается внезапной буре и которые строили на основании Христовом из дерева, сена, соломы.

Не кажется ли тебе, что ежедневно делает старыми дела свои тот, кто, забывая прежнее, стремится к будущему? Поэтому говорят: ветхий и новый завет,—не потому что ветхий уничтожается, а потому, что за новым не следует другой. Применительно к еврейскому тексту можно также и то сказать, что дела народа и верующих во Христа суть плоды апостолов, то есть избранных Божиих, и сохраняются в их сокровищницах. Ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20:16). Они не будут трудиться напрасно, как некогда трудились иудеи, но будут есть от трудов рук своих. И не будут рождать в смятении или в проклятии и, как в еврейском яснее стоит, ανυπαρξίαν, что на языке их [евреев] называется labala, то есть: чтобы перестать быть и иметь конец своего существования, вместо чего Акила, Симмах и Феодотион перевели: поспешность, чтобы не спешили верить без разумного основания, но подражали Нафанаилу, восхваленному словом Господа: се воистину исраильтянин, в нем же льсти несть (Ин. 1:47), который искал Христа на основании свидетельства писаний и желал признать Христа [по предречениям] пророков: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1:46). Смысл же следующий: как вы приводите ко мне из Галилеи и Назарета Мессию, относительно которого, как я знаю, обетовано, что Он будет из Вифлеема Иудейского? Итак апостолы и мужи апостольские так будут рождать детей, что будут наставлять их из святых Писаний, чтобы они не подражали [подвергшимся] проклятию иудеям, но говорили с пророком: от страха Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом и родихом (Ис. 26:18). Ибо о них было сказано: благословена исчадия чрева твоего (Втор. 28:4). Таковы дети Авраама, делающие дела его, и в ветхозаветной истории называются такими сыновья пророческие, каких и в новом завете рождали апостолы: Павел — Тимофея, Луку и Тита и многих других, Петр — евангелиста Марка и другие — других, семя которых благословенно и доселе благословляется, и пребывают сыновья сыновей [их]. О них пророк говорит: блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Силно на земли будет семя его, род правых благословится (Пс. 111:1-3). И в другом месте: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек, бояйся Господа (Пс. 127:4). Наоборот, об Иуде предателе и всех подобных ему говорится: да будут сынове его сири и жена его вдова, движущеся да преселятся сынове его и вопросят, да изгнани будут из домов своих (Пс. 108:9). Ибо конец худого порождения самый худой. Они зачинают скорбь и рождают беззаконие. О глазе их написано: се боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие (Пс. 7:15). Если же это говорится о нечестивых, то каким образом Самуил, муж блаженный и праведный, родил весьма худых сыновей, которые не ходили по пути отца (1 Цар. 8), и Давид, от семени которого родился Христос, родил двух сыновей, Амнона и Авессалома, из которых один явился убийцею брата, другой — отца (2 Цар. 13:28); (2 Цар. 15:14); (2 Цар. 16:11)? Из всего этого мы научаемся, что сыновей и внуков должно понимать согласно с тем, что мы сказали. Согласно с этим и Павел был в муках рождения о детях, доколе не изобразится в них Христос (Гал. 4), и родил Онисима в узах.

Когда они воззовут, то тотчас будут услышаны, и когда они будут говорить, Господь скажет: вот Я. Все это мы видим даже буквально исполнившимся в Деяниях Апостолов. Ибо не могли бы в столь короткое время уверовать все народы, если бы чудесами знамений не была некоторым образом исторгнута вера их. Ибо когда говорили и взывали апостолы и мужи апостольские, Господь отвечал величием знамений, так что Серна встала по молитве Петра (Деян. 9), и отец Публия на острове Мелит, по молитвам Павла, исцелился от лихорадки и боли в животе, — болезней, которыe противоположны одна другой (Деян. 28), и весь мир называл их богами, ходящими среди людей. Тогда волк и ягненок паслись вместе, - преследователь Павел и ученик Анания (Деян. 9). Это тот волк, о котором написано: Вениамин волк хищник, рано яст добычу и на вечер даст пищу (Быт. 49:27), или, как в еврейском говорится: будет делить добычу, учение которого было пищею для верующих и который во всем мире торжествовал над побежденными противниками. Агнцами же должны быть признаны все те, которые в белых одеждах следовали за Агнцем, куда бы Он ни пошел, коих Господь предал Петру для пасения, говоря: паси овцы Моя (Ин. 21:16). Также лев, как вол, будет есть солому, когда мужи красноречивейшие и бывшие некогда сильными в мире предадут себя простоте Писаний, чтобы не пастись на мирском красноречии, которое наподобие меда каплет из уст блудницы, но следовать малозначительности и соломе исторического изложения, пока продолжительный труд и усердие не удостоятся достигнуть пшеницы мыслей. Об этой соломе и пшенице и Иеремия говорит: что плевы ко пшенице? рече Господь (Иер. 23:28). И заслуживает внимания, что не вол превращается в яростного, но лев изменяется в кроткого. Также змей, который сторожил за пятою человека и у которого человек сторожил за головою, не будет питаться истреблением других, но будет есть землю или прах, как хлеб (Быт. 3). Или, может быть, так должно понимать, что диавол, который прежде питался смертью людей, будет поедать только тех, которые суть прах и земля: все это показывает изменение злых к лучшему, которые не будут причинять вреда, оставив прежнюю лютость, не совне, но на святой горе Господней, то есть в Церкви и в исповедании той горы, которою ранен был князь Тирский и которая иcсечена без [содействия] рук из горы, выросла в большую гору и наполнила всю землю (Дан. 2).

В этом месте спросим иудеев и всех, еще вкушающих под христианским именем солому, которая, отделенная лопатою Господа от пшеницы, предается ветру и пламени: что следует понимать под тем блаженством, что в тысячелетнем царстве и на горе Сионской, во граде пребывающего Христа, Иерусалиме и в священнейшем храме волки и агнцы, львы и волы, змеи и люди вместе едят и имеют одинаковый образ жизни, и не причиняют вреда только тем, кои живут на святой горе Господней? Из этого все мы заключаем, что кои будут вне горы, те будут убиваемы. Ибо без волков, львов, медведей, барсов и змей и без прочих зверей будет вся вселенная, и неизмеримые леса и огромная египетская пустыня, изобилующая ядовитыми животными и, сообразно с высшим благосостоянием, святый город будет жилищем не только людей, но и зверей и змей, так что, согласно с прежде приведенным пророчеством (Ис. 11), волк будет жить вместе с ягненком, и барс с козленком, теленок, и лев, и овца с медведями вместе будут жить, и малое дитя будет управлять ими и грудной младенец класть руку в нору (foramen) аспида и будет убивать змею (regulum) в гнезде ее. Причиною же такого благосостояния служит то, что вся земля будет наполнена ведением Господа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними

См. Толкование на Ис. 65:21