Толкования на Ис. 66:1

Свт. Иоанн Златоуст

Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего

См. Толкование на Быт. 1:26

Беседа о пятом дне творения.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-4 Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? Беззаконник же жряй ми телца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хулник. И тии избраша пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи. И Аз изберу поругания их и грехи их воздам им: яко звах их, и не послушаша Мене, глаголах, и преслушаша и сотвориша злое предо Мною, и яже не хотех избраша

Вполне закончив речь о язычниках, обращает наставление уже к самому Израилю; точно так же, как некогда приказывал им отвергнуть древнюю прелесть, и нечистую в заблуждении жизнь, желает, чтобы они оставили порочность, бывающую при законе; посему ясно научает, что Он теперь избирает для Себя служение духовное и совершенно ни во что вменяет служение сеней и образов. Сверх того желает показать им и нечто другое,-именно, что они, построив храм в Иерусалиме, высоко поднимают чело и гордятся без всякого основания. - Они думали, что Божество объемлется местом, и пространственное обитает в рукотворенных храмах подобно лжеименным языческим богам, в которых нет ничего кроме дерева и камня; посему-то и говорит: о, не знающие превосходства божественной славы! о, не разумеющие величия присущих Мне совершенств! небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Божество все наполняет и находится на небе и на земле, или, говоря человекообразно, имеет престолом небо и землею пользуется как бы подножием. Посему, какое место может объять Его или какой дом - местить? Вся бо сия, говорит, сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя. Что же – сия? - Ясно, что и видимое, и то, что находится за пределами видимого, ибо Ему принадлежит вся тварь, и Его мановением некогда несущее приведено к бытию. И так, что же принесем Ему как Ему не принадлежащее?– Нечто подобное говорит и устами Псалмопевца: аще взалчу, не реку тебе: яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове: познах вся звери дубравные и вся птицы небесные, и красота сельная со мною есть (Пс. 49:12,10-11). На кого же, говорит, воззрю? - Конечно, на кроткаго и молчаливаго, т.е. на смиренного и тихого, истинно покорного воле Моей и трепещущего пред Моими повелениями, каковы бы они ни были. Так обозначает евангельскую и спасительную проповедь. На подобных людей благоволит воззреть и как на смиренных обратить внимание; дерзкий же и надменный, сопротивляясь Его божественным законам и оказывая великое неповиновение, обращает к Нему, так сказать, упорную и непреклонную выю ума своего. А что Он считает подзаконное служение не нужным и относится к нему с отвращением,-поясняет, говоря: жряй ми телца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хулник. Заметь: не только отменил свойственное теням и образам, но и возненавидел, как я сказал; заклание тельца считает умерщвлением пса, умилостивительный семидал - нечистым, – это, думаю, означает уподобление его свиной крови, ибо свинья нечиста по закону; курение фимиама приравнивает бранной речи. Таким способом Он и побуждает их предпочесть, жизнь евангельскую жизни, сообразной с сенью закона. Снова приводит оправдание и изъясняет причину, почему отвержен Израиль, хотя он и именовался первородным и считался жребием Божиим. - Избраша, говорит, тии пути своя, и мерзости их, яже душа их изволи. Словом избраша показывает, что они в потребных случаях судили неправильно, - напротив: добро называли злом, тьму признавали светом, свет - тьмой, горькое - сладким, сладкое -горьким. В самом деле: хотя, благодаря изречениям евангельским, можно было достигнуть какой угодно из наилучших доблестей, и хотя у них была возможность оставить порочный образ жизни и следовать требованию долга, они, говорит, пожелали своих путей, противных священным законам, сетей смерти, низводящих их на дно ада. Обращается также к воспоминанию об их прежнем грехе, ибо некогда они были идолослужителями и покланялись мерзостям. Но так как, говорит, они были призываемы, и не послушались, и так как не внимали словам, которые Я говорил им, так Я говорил: Аз есмь свет миру (Ин. 8:12) и веруяй в мя, аще и умрет, оживет (Ин. 11:25), и еще: приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии,и аз упокою вы (Мф. 11:28), то и Я впредь по справедливости буду поступать с вами одинаково: и Аз изберу поругания их, т. е. тех, кто поругается над ними, или будет враждовать против них. Конечно, разумеет тех, кто опустошил Иудею и сжег город, некогда святой и знаменитый, т. е. римских полководцев. И воздам, говорит, им грехи их, ибо то, что Я возненавидел, и яже не хотех, избраша.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею. Кии дом созиждете Ми?. Какое удобоизмеряемое здание достаточно для Того, Кто неизмерим? Для Него, по сущности Его, и славное мало; а по благости Его, пространно и сердце малое и смиренное в Церкви из язычников.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим

Чтобы мы не разумели Сион под святою горою и не прикрывали [этого] заблуждением иудеев, полагающих, что будет построен Иерусалим и в нем телесно исполнится все, обещаемое Господом, Он устраняет в нас это предположение и представляет свидетельство, которым воспользовался Стефан, первый мученик о Христе, против уверения иудеев. Соломон созда Ему храм, — без сомнения, Богу, — но Вышний не в рукотворенных [церквах] живет, якоже пророк глаголет: небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Moима (Деян. 7:48). И Павел в той же книге (Деян. 17:24): Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, не в рукотвореных храмах живет. Ибо если, подобно сидящему на престоле и царствующему, небо служит престолом Его и земли подножием ног Его; то как может заключаться в небольшом месте Тот, который наполняет все и в котором все? Поэтому и Моисей говорит: не говори в сердце своем: Он далеко. Яко Бог на небеси горе и на земли долу, и несть разве Его иный Бог (Втор. 4:39). И псалмопевец: камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138:7-8). Согласно с ним и Иеремия от лица Бога говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча. Аще удалится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? Еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер. 23:23-24). Ибо о Нем все мы существуем и движемся (Деян. 17). Говорит же это, чтобы обличить заблуждение иудеев, которые думают, что невидимый и бестелесный и беспредельный Бог может вмещаться в храме Иерусалимском. Это же подробнее заявляет и Соломон, строитель храма, в молитве своей к Богу (3 Цар. 8). А чтобы мы не думали, что величие Божие должно измеряться также небом и землею, в другом месте мы читаем о Нем: кто держит небо пядию и землю горстию (Ис. 40:12)? Этим показывается, что Бог находится и совне и внутри, и внутрь проникает, и окружается, между тем как Он и не объемлется окружающим престолом, и объемлет горстию и пядию. Он не только Творец неба и земли, но и невидимых ангелов и архангелов, господств, властей и всех людей, о которых апостол говорит: все это создала рука Божия (Кол. 1). О ней и Иов и псалмопевец говорят: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Иов. 10:8); (Пс. 118:73). Ибо вся Тем быша и без Него ничтоже бысть (Ин. 1:3). О Нем опять Иоанн говорит: в мире бе и мир Тем бысть (Ин. 1:10). Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася (Пс. 32:9). [Сюда же относится] и то, на что Бытописание указывает таинственными словами: рече Бог и сотвори Бог (Быт. 1:6-7). Ибо Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6). И нет другого места покоя Господня, кроме того, которое пророк присовокупляет.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Идейная связь новой главы с предыдущей состоит в том, что она точно так же говорит об обновленном Сионе и новых условиях религиозной жизни в нем. Теократически воспитанный Израиль не мог мыслить себя без храма. И, следовательно, с его точки зрения, было более чем естественно вспомнить о своем храме и задать пророку вопрос, что же будет в славном Мессианском царстве с его главной национальной святыней - ветхозаветным храмом и со всем связанным с ним обрядовым ритуалом? Предупреждая этот вполне законный вопрос, пророк и начинает свою специальную речь о храме и Моисеевом культе. Не можем удержаться, чтобы не подчеркнуть здесь также и того, что во взгляде на последний предмет (обрядовый закон) - настоящая, заключительная глава удивительно совпадает с тем, что говорилось и в первой, вступительной главе книги пророка Исаии, чем блистательно подтверждается ценность и единство ее автора, с первой страницы до последней.

Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?

Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих… все это соделала рука Моя… Обрядоверный дух ветхозаветного еврея, воспитанного во внешнем исполнении Моисеева закона, не мог подниматься на высоту духовно-нравственных основ этого закона. Даже в моменты своего сравнительного порыва он, очевидно, искал только одного внешнего выражения, мечтая как бы получше угодить Богу наиболее дорогой и великолепной постройкой храма или наиболее обильной и тучной жертвой. Опровергая это заблуждение, Господь устами пророка и благоволит показать всю несообразность, всю тщетность и пустоту подобных желаний. В том же самом смысле, но с еще большей ясностью, комментирует это место и кн. Деяний апостольских, сначала в речи архидиакона Стефана: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк…» (Ис. 66:1-2), а затем - в речи Апостола Павла, произнесенной им в афинском ареопаге: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 7:48 и 17:24-25).

Толковая Библия.