Толкования на Ис. 66:18

Свт. Кирилл Александрийский

И Аз дела их и помышление их вем, и гряду собрати вся народы и языки, и приидут и узрят славу Мою

См. Толкование на Ис. 66:15

Ст. 18-19 и оставлю на них знамение, и послю от них спасеных во языки, во Фарсис и в Фуд, и в Луд и в Мосох, и в Фовель и во Елладу, и во островы дальния, иже не слышаша имене Моего, ниже видеша славу Мою: и возвестят славу Мою во языцех

В этих словах Христос делает как бы заключение всей речи и всего пророчества, кратко и сжато излагает все от начала до конца, а также и силу Его плотского домостроительства: упоминает о призвании языков, о появлении святых апостолов и о том, что Ему поклонится вся поднебесная. Ветхий закон собрал один только народ, т. е. израильский, и призвал один только язык, а Господь наш Иисус Христос даровал силу Своего плотского домостроительства не одним только потомкам Израиля, но всякому народу и всем языкам. Так, говорил Он, пользуясь лирою псалмопевца: услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней (Пс. 48:2). – Итак, всех, говорит, соберу, приидут, и узрят славу Мою: они призваны верою, из дальних стали близкими и узрели славу Его. Как или каким образом? - Из евангельской проповеди они услышали, что Он равен по действию и силе Богу и Отцу и был совершителем дел, превосходящих слово: восставлял даже мертвых из гробов и слепым подавал свет, многое и кроме этого творил – достойное и слова, и удивления. Или иначе: узрели славу Его, наставленные, что Он, будучи Бог Слово, соделался человеком, ибо язычники не говорили подобно Иудеям: како Ты человек сый, твориши себе Бога (Ин. 10:33), но, познав тайну Его, вопиют оные священные слова: ты еси Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16:16), и кроме того еще сказанное святыми апостолами: воистинну Божий Сын еси (Мф. 14:33). Положено на них и знамение, как говорит Павел: мы запечатлены Духом искупления (Еф. 1:13,14), и в сердцах всех нас изображен Христос (Гал. 4:19) чрез причастие Святого Духа. А о спасенных, говорит, послю во языки, к таким-то и к таким-то. Одни из этих языков находятся к западу, другие - к востоку, третьи - в северных странах, или около земли Эллинов и во островах дальних. Там, говорит, возвестят славу Мою, ибо ученики не молчали, но везде проповедовали евангелие царствия и силу священных глаголов.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 18-19 И приидут и узрят славу Мою. Так пророк говорит о славе, какую даровал Бог Израильтянам по истреблении их гонителей. И положу на них, то есть на тех, которые будут спасены, знамение страха, то есть знамение, которое Иезекииль видел напечатленным на лицах Иудеев, спасшихся от истребления, постигшего братий их (Иез. 9:4), или знамение страха, внушающее к ним уважение тех народов, к которым были посланы. Таково было знамение, которое видел Феликс и устрашился, когда Павел говорил ему о правде и святости и о грядущем суде (Деян. 24:15). И послю от них, как бы на удивление… во Фарсис… и в Фовель… и в Явану и в другие города, пришедшие на помощь Гогу сотворить брань с Зоровавелем, то есть со Христом, образом Которого был Зоровавель, князь народа, по возвращении его из плена в землю наследия Господня. Ибо народы, восставшие на Зоровавеля, были образом народов, по предсказанию пророка, восставших на Господа нашего, как написано: Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:2). И возвестят славу Мою во языцех, то есть пойдут, и о чудных делах Божиих возвестят язычникам. Все это и совершили апостолы.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18-19 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою

Прежде нежели изложить, что означает перечисление весьма многих народов, нужно вкратце сказать о разнообразии перевода. Фарсисом на еврейском языке называется море и (как говорят) страна в Индии, хотя Иосиф, изменив букву, полагает, что вместо Фарсиса называется Тарс, город в Киликии, в который хотел отправиться Иона, когда бежал из Иоппии (Ион. 1). Фудом же или Фулом [называются] Ливийцы и вся Африка до Мавританского моря, в которой теперь [есть] река, называющаяся Фудом, и вся окрестная страна называется Футскою. А Лудом называют Лидийцев, поселенцы которых этруски, теперь называющиеся тусками, некогда бывшие весьма искусными в метании стрел, и теперь называются натягивающими стрелу. Вместо этого в еврейском читается mosche сеseth, что все, кроме Семидесяти, одинаково перевели: натягивающие лук; Семьдесят же поставили Μoσάχ, переведши именем вместо глагола. Если принять это, то он указывает на каппадокийцев, главным городом которых служит Мазака, впоследствии получившая от Цезаря Августа название Кесарии. Они также и в Бытии (гл. 10), — не знаю, с какою целью, — последнего сына Арамова, то есть Дамаска сирийцев, называющегося Мес, перевели Μοδόχ, вместо чего мы правильнее переводим меонийцы. Атубал или Фовел означает или Италию, или Иберию, то есть Испанию [называющуюся] от реки Ибера, отчего и теперь страна испанская называется Кельтибериею. О них прекрасно [говорит] Лукан:

Кельты, соединяющие имя галлов с иберами,

которых мы можем назвать галлоиспанцами. Греки же, которые по-еврейски называются Яван, означают ионян. Следует также принять во внимание то, что он преимущественно указал восточные народы, [происходящие] от Иафета, одного из сыновей Ноя, хотя в Фарсиcе и Фуде упомянул также имена Сима и Хама, то есть Индии и Африки, чтобы обозначить весь мир.

Таким образом, идет Господь, чтобы собрать дела и помышления каждого. Отсюда мы научаемся, что не только дела, но и помышления будут судимы в день суда, ибо всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28), о каковых говорится: „теперь окружили их помышления их“. Тогда Господь будет судить тайные [дела] людей по Евангелию Иисуса Христа, чтобы подтвердилось на истинном суде то, что пишет апостол: между собою помыслом осуждающим или отвещающим, в день, егда судит Бог тайная человеком (Рим. 2:15), чтобы все наши помышления, собранные в один день, подверглись испытанию со стороны праведного Судии при обвинении нас нашею совестию или при оправдании за грех: грехов ли мы имеем более, или добрых дел, и старые ли они, или новые, заглажены ли они покаянием или возобновились в новых преступлениях, как говорит Господь: «пути их Я обратил на главу их, и воздам им за помышления их» (Ос. 4), создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их (Пс. 32:15). О них и в другом месте мы читаем: Ты един веси сердца людей (2 Пар. 6:30). Ибо никто весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем (1 Кор. 2:11). Поэтому и чрез Иеремию Бог говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не издалеча, глаголет Господь. Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли (Иер. 23:23)? Поэтому к книжникам и Фарисеям говорится: вы есте оправдающе себе пред человеки: Бог же веcть сердца ваша (Лк. 16:15). При этом нужно обратить внимание на то, что не сказал: Отец, сообразно с хулениями еретиков, чтобы не казался исключенным Сын, но: Бог, что есть общее Отцу и Сыну. Ибо в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу (Ин. 1:1-2). О нем тот же Иоанн пишет: Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их, зане Сам ведяше вся: и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:24-25). Ему же приличествует и оное: ведяше же Иисус помышления их (Лк. 6:8). И в другом месте: разумев же Иисус лукавство их (Мф. 22:18). А чтобы не было никакого сомнения, так как еретики делают увертки относительно того, что Слово Божие знало все, то в послании, писанном к Евреям, очень подробно говорится: живо бо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча, обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очами Его, к Нему же нам слово (Евр. 6:12-13). Но когда все помышления будут собраны вместе, обвиняющиe нас или защищающие, тогда будут выведены на средину также народы и языки вместе с своими помышлениями. О языках же мы читаем, по Апостолу Павлу, не только человеческих, но и ангельских (1 Кор. 13). Этим дается понять, что все твари будут судимы Господом, не только на земле, но в воздухе и на небесах, согласно с тем, что Сам Он выше сказал: упися меч Мой на небеси, и на землю спадет (Ис. 34:5). Прийдут же все, чтобы видеть славу Божию; и положит на них знамение, которое в начале Иезекииля указывается под значением еврейской буквы тав (Иез. 9). Кто будет запечатлен этим знамением, тот избежит рук поражающего. Это знамение было положено и на дверные косяки домов в Египте, когда при истреблении Египта один только Израиль остался невредимым (Исх. 12). Об этом знамении, которое не хотел получить Ахаз, царь иудейский, пророк Исаия свидетельствует: сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит (Ис. 7:14). Поэтому и пророк умоляет об обещанном: сотвори со мною знамение во благо (Пс. 85:17). И в другом месте: дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука (Пс. 59:6). Его оставил нам, восходя к Отцу, Господь или положил на наших челах, чтобы мы свободно могли сказать: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7).

Следующее же затем: и пошлю из тех, которые спаслись, к народам, и перечисление каждого из них, по-видимому, противоречит нашему объяснению. Ибо если это говорится о дне суда, то каким образом он снова возвращается к первому пришествию Спасителя, когда апостолы направляются к народам и слышат от Господа: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Это так разрешается: предсказывается день суда, или лучше делается угроза, чтобы из страха будущего наказания они приняли пришествие Спасителя и евангелие апостолов, которые наперед будут посланы. И прекрасно сказал: и пошлю из тех, которые спаслись. Ибо если бы Господь не оставил нам семени, то мы были бы тоже, что Содом, и уподобились бы Гоморре (Ис. 1:9). И апостол говорит: „остаток спасся“ (Рим. 9:27). Они посылаются к народам в Фарсис, и Фуд, и Луд, и Мосох, и Фовел, и в Грецию и на весьма многие острова, находящиеся вдали и не слышавшие имени Господа и не видевшие славы Его. О них, применительно к историческому смыслу, мы выше сказали.

Теперь следует вкратце сказать о таинственном значении. Фарсис значит изыскание (exploratio) радости, чтобы мы обращали внимание не на настоящее, а на будущее и удостоились услышать: „в малом вы были верны: войдите в радость Господа вашего(Мф. 25:21). Об этом и апостол Петр пишет: радуйтеся радостию неизглаголанною и прославленною (1 Пет. 1:8), чтобы мы восхваляли Бога, говоря: исполнишася радости уста наша и язык наш веселия. Следующее же далее Фуд означает исключение уст, чтобы мы, исключая всякую хулу, говорили то, что хорошо, и могли сказать: уста моя возвестят правду Твою, Господи, весь день спасение Твое (Пс. 70:15): И еще: правду Твою не скрых в сердце моем, и спасение Твое рех (Пс. 39:11). Также Луд на нашем языке переводится польза, и Мосохпростирание (extensio) и Тубал или Фовелвовлеченный в печаль или обратившийся или же — все: все это соответствует призванию язычников,—чтобы они следовали пользе чрез исповедание своей души и, забыв прежнее, простирались к будущему. И пусть они оплакивают прежние грехи и привлекаются к печали или скорби, ведущей к жизни. Ибо блаженны плачущие, потому что они возсмеются (Лк. 6:21). И пусть все обратятся к Господу, чтобы в последствии достигнуть благодати и познать сказанное апостолом: слава, и честь и мир всякому делающему благое, иудееви же прежде и еллину (Рим. 2:10). Ибо Бог есть [Бог] не только иудеев, но и язычников.

То, что далее говорится: и островам дальним, которые не слышали имени Моего и не видели славы Моей, применимо к тем, о коих выше мы читали: имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют (Ис. 52:15). И еще: явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне. Рекох: се есмь языку, иже не призваша имене Моего (Ис. 65:1). А что острова означают или народы всего мира, или церкви, рассеянные по всему миру, об этом мы часто говорили.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая.

Лопухин А.П.

Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою

Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» - правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 ст.: «и вот, приду собрать есть народы…» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

Толковая Библия.