Толкования на Исх. 1:7

Свт. Кесарий Арелатский

а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та

Мы слышали, дражайшие братья, в прочитанном месте, что, когда Иосиф умер, сыны Израилевы расплодились и чрезвычайно размножились, разраслись подобно траве. Что это значит, братья? Пока Иосиф был жив, они не начинали плодиться и не были столь многочисленны, однако позже, когда он умер, говорится, что они разрослись подобно траве, тогда как на деле должны были бы плодиться и размножаться под покровительством и защитой Иосифа. Но, дражайшие братья, то, что было преобразовательно сказано о том [ветхозаветном] Иосифе, то в нашем Иосифе - Господе Иисусе Христе, получило истинное исполнение. Ведь прежде, когда наш Иосиф умирал, то есть когда Его распинали, тогда в Него уверовали немногие; позже, когда Он воистину умер и воскрес, размножились и расплодились во всей вселенной израильтяне, то есть христианские народы. Так и Сам Господь сказал в Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24). Ведь в результате крестной смерти драгоценное пшеничное зерно умерло и было погребено, и из этого единственного зерна [Господь] распространился в церквах по всей вселенной, ибо теперь не так, как прежде, когда Бог был ведом лишь в Иудее и только в Израиле почитали имя Его, но ныне от восхода солнца до запада прославляемо имя Его

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та

См. Толкование на Исх. 1:5

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях.

Сынове же Израилевы возрасташа и умножишася, и мнози быша, и укрепишася зело зело: умножи же их земля

От переселения Иакова в Египет до исхода Израильтян из Египта протекло 215 лет. В конце этого периода времени число их было так велико, что при исшествии их из Египта считалось до 600.000 человек, способных носить оружие (Исх. 12:37). В это число не включается весь женский пол и мужеский до 20 лет (Чис. 1:3). Если теперь положить, что между Израильтянами была только четвертая часть людей способных к войне, то всех Израильтян вышедших из Египта было около двух с половиною миллионов. Это размножение Израильтян в рассматриваемом нами стихе описывается так: сынове Израилевы возрасташа, т.е. из малолюдного племени разрослись в многолюдный народ, подобно тому как из маленького, едва приметного побега (зерна горушичного) разрастается великое дерево; умножишася, сделались многочисленными, расплодились, подобно многородящим животным, например рыбам, и мнози быша, точнее с Греческого (χυδαῖοι ε᾿ γε᾿ οντο) – разлились, т.е. распространились по земле, как вода, вышедшая из берегов, наводнили собою страну, и укрепишася зело зело, т.е. вследствие своего многолюдства пришли в такую силу, что могли крепко постоять за себя в случае открытого нападения на них. Для объяснения причины столь быстрого в течении 215 лет, столь по-видимому необычайного размножения Евреев должно иметь в виду следующие обстоятельства: 1) число переселившихся в Египет не ограничивалось, как мы видели, 75-ю душами, ибо в списке переселившихся многие члены Иаковлева дома опущены, не вошли также в этот список рабы и рабыни, хотя те и другие чрез обрезание принадлежали к одному религиозному обществу с членами Иаковлева рода. Как много было рабов у одного Иакова, видно из того, что на обратном пути из Месопотамии в Палестину, он при встрече с братом своим Исавом разделил их на два полка. По переселении в Египет кроме религиозного общения с рабами, Евреи, редко имея возможность вступать в брачные союзы с Египтянами, чуждавшимися их, вероятно вступали в родство с своими рабами, которые чрез это сливались с ними в одно племя и тем способствовали их умножению. 2) Египет, по свидетельству всех древних писателей, есть страна, по свойству климата наиболее способная к многочадию (Аристотель упоминает об одной Египтянке, которая четыре года рождала по пяти детей). На эту естественную причину размножения Евреев в Египте намекают слова рассматриваемого стиха в Греческом и Славянском тексте Библии – и умножи их земля (с Еврейского иначе: наполнилась ими земля). Но 3-тья главная причина чрезвычайного размножения Евреев в Египте заключается в особенном благословении Божием, согласно с неоднократными обетованиями Божиими, данными Аврааму (Быт. 13:16; 15:5) и самому Иакову (Быт. 28:14. Самое переселение Еврейского племени в землю, благоприятствовавшую размножению его, было делом благословения Божия. Удовлетвориться одними естественными объяснениями рассматриваемого явления, нельзя уже по неприменимости их к народонаселению самих Египтян. Так как они поставлены были большею частию в одинаковых естественно-благоприятных условиях с Евреями, то должны были бы в течении многих веков размножиться до нескольких сотен миллионов, которые, конечно, не могли бы прокормиться в Египте. Египет мог вместить и прокормить не больше 6 миллионов народонаселения.

Толкование на паремии из книги Исход

Лопухин А.П.

а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та

О размножении евреев говорит и еврейское выражение «ваишрецу» — стали кишеть, подобно быстро размножающимся мелким животным (Быт. 1:20), и ясно свидетельствует количество вышедших из Египта израильтян. Ко времени исхода патриархальная семья превратилась, по меньшей мере, в 2 000 000 человек. Из них 600 000 пеших мужчин, т. е. имеющих 20 лет и выше от роду (Чис. 1:3–46), отмечены в 37 ст. 12 гл. кн. Исход; остальную цифру — 1 400 000 составляют жены и дети. Являясь прямым исполнением данного Иакову обещания (Быт. 46:3), делом Божиим (Пс. 104:24), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами. Первое место среди них занимает необыкновенная производительность египетской природы, сообщавшаяся и жителям нильской долины. По свидетельству Плиния, Сенеки, Аристотеля, Страбона и других, египетские женщины рождали часто и помногу — по три, по четыре и по пяти детей. Мысль о влиянии египетской природы на размножение евреев высказана, между прочим, в греко-славянском переводе, употребляющем вместо подлинного выражения: «наполнилась ими земля», другое: «умножи же их земля», «επληθυνεν δη η γη αυτους». Размножению евреев содействовали, как полагают, и браки с родственными семитическими племенами, издавна поселившимися на восточной границе Египта.

Толковая Библия.