Толкования на Исх. 1:11

Свт. Кирилл Александрийский

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов

См. Толкование на Исх. 1:5

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия на вечерне в понедельник Страстной Седмицы (Исх. I:1–20). В сей паримии повествуется об умножении Израильтян в Египте, о притеснениях им от Египтян и о путях промышления Божия о Евреях.

И пристави над ними приставники дел, да озлобят их в делех. И создаша грады тверды фараону, Пифо и Рамесси, и Он, иже есть Илиополь

Первая жестокая мера против Евреев состояла в изнурительных невольнических работах, которые были производимы под строгим надзором приставленных к ним смотрителей, вероятно из Египтян. Смотрители имели поручение озлоблять Евреев работами, т.е. причинять им как можно больше зла требованием от них работ не по силам, недаванием им отдыха и жестокими взысканиями за неисполнение урочных работ. Расчет фараона состоял в том, чтобы изнурительными и непрерывными работами не только ослабить физические силы Евреев и желание чадородия, но вместе убить в них мечты о свободе, склонность к восстанию, ибо не до восстания тем, которые не имели свободного времени для отдыха и под игом неволи подвергались опасности утратить чувства человеческого своего достоинства и которые для того, чтобы соединенными силами не вздумали воспротивиться притеснителям, конечно, рассеяны были для работ по разным местам Египта. Кроме того тяжкие работы обещали сократить численность Евреев – тем, что в знойном климате подвергали работающих заразительным и смертельным болезням. – Руками Евреев сооружены грады тверды, т.е. укрепленные места для сохранения хлебных запасов (с Еврейского прямо: города для запасов), предназначавшихся для прокормления войска, или, в случае неурожая, для продажи народу. Эти же твердые грады могли иметь значение военных крепостей для отражения неприятельских нападений судя по тому, что расположены были в пограничных местах. Вот имена этих укрепленных сооружений: 1) Пифо, близ которого впоследствии фараон Нехао провел канал от восточного рукава Нила к Чермному морю, 2) Рамесс, главный город Гесемской области, в которой поселился Иаков с родом своим. В книге Бытия (Быт. 47:11) она названа Рамесийскою землею, под каковым именем она стала известна со времени создания в ней этого города, 3) Он, или по-Гречески Илиополь, город солнца, названный так от воздвигнутого в нем храма солнцу. Тесть Иосифа был жрецом этого храма (Быт. 41:45). Город этот, упоминаемый только в Греческой и Славянской Библии, лежит в смежности с Аравийскою пустынею, и можно думать, что он только укреплен был Евреями, ибо существовал еще прежде, при жизни Иосифа.

Толкование на паремии из книги Исход

Лопухин А.П.

Ст. 11-14 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью

Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», — Пс. 104:25), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы (Втор. 26:6; Пс. 80:7), придуманные фараоном. В том расчете, что, изнурив евреев, сделав их физически слабыми, они остановят их дальнейшее размножение, так как физически слабый народ не может иметь большого потомства.

Представляя особенную тяжесть в виду существования особых начальников, выбираемых, по свидетельству египетских памятников, из сурового ливанского племени и изображаемых с короткими для ударов палками в руках, работы свелись на первых порах к постройке (а может быть, расширению, возобновлению, евр. «бана», — см. Пс. 121:3; Ам. 9:14) двух городов для запасов (для хранения провианта и оружия, — 2 Пар. 32:28), «Пифома и Раамсеса». Под первым разумеют тот город, который лежал в западном конце долины Тумилат, на берегу канала в Красное море, и назывался у греко-римских писателей Патумос или Тоум, а под вторым — город, находившийся в земле Гесем, на восток от Пелузийского рукава Нила. Называя эти два города по существующим при них укреплениям городами «твердыми», текст LXX упоминает о построении евреями еще третьего города — Она, или Гелиополя. Общее мнение экзегетов видит в нем знаменитый в нижнем Египте городов Ан (греч. Он), носящий еще священное имя Пера, дом солнца, откуда греческое Гелиополис.