Толкования на Исх. 2:12

Свт. Василий Великий

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

Возненавидев гордость тирании и вернувшись к униженному состоянию единоплеменников, Моисей предпочел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение (Евр. 11:25). Получив от самой природы любовь к правде, еще прежде, нежели вверено ему было начальствование над народом, он, по естественному отвращению от зла, оказывается даже до смерти готовым преследовать злых. Будучи изгнан облагодетельствованными и с радостью оставив египетские мятежи, он удалился в Эфиопию и там, на совершенной свободе от других занятий, в продолжение целых сорока лет упражнялся в умозрении о существующем.

Гомилии на Шестоднев.

Свт. Амвросий Медиоланский

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

В самом деле, Моисей убил египтянина и бежал из земли Египетской, чтобы избежать [преследований] правителя той земли. Но не раньше он убил этого человека-египтянина, чем истребил в самом себе «египтянина» духовной пагубы и отказался от блеска царских почестей.

О Каине и Авеле.

Свт. Климент Александрийский

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

Евполем в произведении «О царях иудейских» говорит, что Моисей был первым мудрецом и первым дал иудеям письменность, которую от иудеев заимствовали финикийцы, а от финикийцев - греки. Достигнув возраста мужей, он устремился мыслью к постижению своего отеческого наследия, пока не убил египтянина, несправедливо напавшего на еврея. А посвященные в таинства говорят, что он одним словом убил египтянина, так же как позже апостол Петр в Деяниях апостолов убил утаивших цену земельного участка и солгавших.

Строматы.

Свт. Кирилл Александрийский

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

См. Толкование на Исх. 2:11

Свт. Филарет (Дроздов)

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

Моисей отмщает за обиду, нанесенную Еврею Египтянином, смертью обидевшего. Если бы Моисей убил этого человека по собственному побуждению, не возможно было бы извинить его. Но слова св. архидьякона Стефана к Евреям не оставляют нам никакого сомнения, как замечает блаж. Августин (Contra Faust lib. 22), в том, что он действовал в этом случае по вдохновению свыше. «Мняше разумети братиям своим, - говорит первомученик, - яко Бог рукою его дает им спасение» (Деян. 7:25). Итак, Моисей знал, что он был предназначен освободить Израиль. Бог вложил в руку его меч на народ, который притеснял людей Его: убив Египтянина, который бил Еврея, Моисей хотел показать пример наказания, которое должно постигнуть Египет. Это должно было служить для Евреев предзнаменованием его будущего высокого служения и их избавления: но народ сей, характером которого всегда было неверие, не захотели признать посланничества Моисея, подобно тому, как его потомки отвергли впоследствии Сына Божия.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Блаж. Августин

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

О поступке Моисея, когда он, защищая своих братьев, убил египтянина, мы достаточно говорили в труде, который мы написали о жизни патриархов против Фавста. Было ли в нем похвально природное свойство, которым он совершил этот грех (как обычно восхваляется плодородная земля еще до выращивания полезных растений за некоторое обилие сорняков), или сам этот поступок совершенно должен быть оправдан? Кажется, что нет, так как Моисей не имел еще никакой законной власти, данной свыше или порученной людьми. Однако, как говорит Стефан в Деяниях апостолов, Моисей считал, что его братья поймут, что через него Бог даровал им спасение; так что через это свидетельство кажется, что Моисей мог осмелиться на это по указанию свыше, о чем Писание умалчивает.

Вопросы на Семикнижие.

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримиия на вечерне в среду страстной седмицы (Исх. 2:11–22). В сей паримии повествуется о бегстве Моисея в землю Мадиамскую и о супружестве с дочерью Иофора.

Обозревся же семо и овамо, никогоже виде: и поразив Египтянина, скры его в песце

Обозревся же семо и овамо, никогоже виде. Моисей решился наказать бесчеловечного мучителя, но так, чтобы это не сделалось известно между Египтянами. Он справедливо рассуждал, что поступок его, если получит огласку между Египтянами, то возбудит против него преследование Египетского начальства и таким образом сразу лишит его возможности быть вперед полезным для своих братий и, что еще хуже, подаст повод Египтянам к усилению жестокости против Евреев. Потому Моисей боялся иметь свидетелем своего поступка собственно кого-либо из Египтян, ибо со стороны Евреев, если бы и нашлись между ними свидетели, кроме того Еврея, за которого он хотел заступиться, он никак не ожидал доноса на него Египтянам или разглашения о его поступке между ними. Свидетелей однако Моисей не заметил, никогоже виде и поразив Египтянина, скры его в песце.Поразив, как понимать это? Так ли, что Моисей нанес Египтянину удар, который оказался смертельным нечаянно для Моисея, что Моисей не хотел убивать, а только проучить его, – или так, что Моисей намеренно, сознательно умертвил его? Последнее вероятнее, судя потому, что не безопасно было оставлять в живых человека, который мог сделать донос на Моисея Египетским властям, и сам Моисей заботился о сокрытии следов своей расправы, тщательно наперед удостоверившись в отсутствии сторонних зрителей ее. Но как смотреть на эту казнь? Может ли быть она оправдана пред судом нравственного закона? – Говорят, что Моисей убил Египтянина по любви к справедливости и по праву мстителя за кровь, бывшему в обычае на востоке и потом узаконенному самим Моисеем. Но в расправе Моисея не видно равномерности между преступлением и наказанием за побои, какие наносил Египтянин Еврею, Моисей наказал виновного не побоями, а смертью. Этого нельзя оправдать ни любовью к справедливости, ни правом мщения за кровь, тем паче, что это право предоставляемо было только родственникам убитого. Первомученик и архидиакон Стефан так объясняет поступок Моисея: убивая Египтянина, Моисей думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение (Деян. 7:25), то есть Моисей был убежден в своем призвании от Бога спасти Евреев от гнетущей их неволи и желал передать свое убеждение единоплеменникам. Употребленное для сей цели средство – умерщвление Египтянина - должно было служить для Евреев залогом или предзнаменованием имеющего быть чрез Моисея спасения их от власти Египетской, должно было приготовить их к мысли о Моисее, как орудии промышления о них Божия. Но говорят, что цель, какую имел в виду Моисей, позволив себе казнить Египтянина, не оправдывает средства, что ревность о благе своих единоплеменников, похвальная сама по себе, выразилась неправильным образом. Хотя он, отчасти всеми предшествующими необыкновенными обстоятельствами своей жизни, отчасти тайными действиями на его душу Духа Божия, приведен был к убеждению, что предназначен к великому делу освобождения Евреев, но ему не следовало спешить распространением своего убеждения между другими, особенно посредством такого насильственного поступка, какой он себе позволил, ему надлежало терпеливо ждать времени, когда Божие призвание выразится внешним образом, как оно выразилось через сорок лет. У Моисея недоставало этого терпения, и он сам впал в грех, который возмущал его в Египтянах, в грех самоуправства. Так смотрит на поступок Моисея блаж. Августин. Он сравнивает действие Моисея с поступком Апостола Петра, который в порыве негодования бросился с мечем на слугу архиерейского Малха и отсек ему ухо, но за сие не был одобрен Спасителем. Впрочем, Августин прибавляет, что поступок Моисея, хотя недостоин одобрения, показывает в нем великую душу, способную к совершению великих подвигов, подобно тому как невозделанная земля, произращающая бесполезные, но высокие и тучные травы, обещает земледельцу хороший урожай, если засеяна будет хлебными семенами. Как ни благовидно мнение Августина, оно не может быть соглашено со смыслом слов первомученика Стефана о том же предмете. Сказав о Моисее, он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение, Стефан присовокупил: но они его не поняли. Первомученик обвиняет не Моисея, убившего Египтянина, а Евреев, которые не поняли его цели, и указывает на это частное обстоятельство в ряду других из истории Еврейского народа в доказательство, что Евреи, как люди с необрезанным сердцем и ушами, всегда противились Духу Святому (Деян. 7:51). Итак, поступок Моисея не должен быть признаваем за непростительное самоуправство, за порыв неразумной ревности, – он был плодом высшего, от Бога происшедшего внушения. Богу угодно было показать чрез Моисея первый опыт Своего правосудия над Египтянами и предварительно указать в Моисее то лицо, чрез которое имеет совершиться их спасение.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке

См. Толкование на Исх. 2:11