Толкования на Исх. 2:16

Свт. Кирилл Александрийский

У священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего

См. Толкование на Исх. 2:11

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримиия на вечерне в среду страстной седмицы (Исх. 2:11–22). В сей паримии повествуется о бегстве Моисея в землю Мадиамскую и о супружестве с дочерью Иофора.

Священнику же Мадиамскому быша седмь дщерей, пасущих овцы отца своего Иофора. Пришедше же черпаху, дóндеже наполниша корыта, напоити овцы отца своего Иофора

Что Иофор был священником истинного Бога, видно из того, что он впоследствии, пришедши в стан Израильтян, принес жертву Господу (Исх. 18:11–12). Но мнение, будто он был вместе князем (эмиром) своего племени, не вероятно, судя по тому, что пастухи Мадиамские, как сейчас увидим, прогнали его дочерей от колодезя. Едва ли они поступили бы так дерзко с дочерями своего начальника. Он же называется Иоававом (Числ. 10:29). Полагают, что последнее имя – собственное, а Иофор – прозвание (превосходный) – Дочери Иофора, подобно дочерям Лавана Лии и Рахили. сами занимались надзором за стадами своего отца. Потомки Иофора, известные в Писании под именем Кенитов, жили в земле Обетованной как единоверные с избранным народом (Суд. 1:16; 1 Цар. 15:6, 30:29).

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

Ст. 16-22 У священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле

40-летнее пребывание (Деян. 7:23, 30) Моисея у мадиамского священника, носившего двойное имя Рагуила-Иофора (ст. 18; 3:1), служило для него, по мнению святых отцов, напр., Григория Нисского, временем просветления и очищения. Показателем такого состояния является, между прочим имя его второго сына — Елиезер: «Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона». Предшествующие жизненные опыты убедили Моисея в том, что не в своих силах и мудрости, а единственно в Боге отцов своих он должен искать себе помощи. Подобное настроение как нельзя более соответствовало его будущему положению в роли вождя народа еврейского.

Толковая Библия.