Толкования на Исх. 3:2

Свт. Иларий Пиктавийский

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Одно место и видения, и голоса, и слышно именно того, кто был видим. Тот, который зрится как ангел Божий, слышен как Господь, ибо Сам Господь, Который слышится, называется затем Богом Авраама, и Исаака, и Иакова. Когда он называется ангелом Божиим, указывается, что он не сам по себе и не одинок, ибо он - ангел Божий. Когда [вещающий] называется Господом и Богом, Он провозглашается в славе Своей природы и имени. Итак, у тебя есть ангел, который явился в кусте, и Господь, и Бог.

О Троице.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 2-3 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает

И было Моисею страшное Богоявление: в самый полдень облистал его взоры другой свет, паче света солнечного. Изумленный необычайностью зрелища, Моисей обращает взор к горе и видит куст, в котором горел пламень огненный, а ветви куста, как под росою, зеленели во пламени; и Моисей сам себе изрекает такие слова: Мимо шед увижду видение великое сие. Сказав же это, не одними уже очами восприемлет чудный свет, но, что всего необычайнее, и слух его озаряется лучами этого света. Уделившаяся обоим чувствам благодать света взоры озаряет блистаниями лучей, а слух просвещает чистыми догматами.

…Если же и терновым некиим кустом воспламеняется тот свет, которым просвещается душа пророка, то не бесполезно будет и это сделать нам предметом исследования. Ибо если Истина есть Бог, а также Истина есть Свет и оба эти высокие и божественные именования евангельское слово присвояет явившемуся нам во плоти Богу (Ин. 14:6), то следует, что такое добродетельное житие возводит нас к ведению этого Света, который нисходит даже до естества человеческого, воссияв не от какого-либо звездного светила, почему нельзя было бы признать его сиянием дольного вещества, но от земного куста, и превосходя светлостью лучей небесные светила. А этим обучаемся и таинству, явленному в Деве, от которой в рождении воссиявшей человеческой жизни Свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемой, так что и по рождении не увял стебель девства.

О жизни Моисея законодателя.

Свт. Кесарий Арелатский

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Дражайшие братья, не без причины, не без некоего таинственного умысла сказано, что в терновом кусте был огонь и терновый куст не сгорал. Ведь терновник есть вид шиповника: он не может приводиться в виде некоей похвалы, ибо земля вырастила его для грешника. Прежде же было сказано согрешившему человеку: тернии и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3:18). Но даже то, что терновый куст не сгорал, то есть что огонь не прививался, не содержит положительного смысла. Ведь под огнем понимается Святой Дух. А под терновым кустом и шиповником понимается грубый и надменный иудейский народ.

Проповеди.

Свт. Климент Александрийский

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Когда всемогущий Господь вселенной предпринял через посредство Логоса издание Закона и восхотел явить перед Моисеем Свое могущество, является тому Божественное видение в форме света в горящем терновом кусте. Терновый куст есть растение колючее; и когда Логос закончил законодательство и жизнь среди людей, таинственным образом Он опять увенчивается терновым венцом. Возвращаясь туда, откуда пришел, окончил Он дело Своего древнего прихода. Как прежде Логос явился в терновом кусте, так и потом, схваченный, Он в терновом венке показал, что все это - дела одного и того же Божественного всемогущества, что Он есть единый Сын единого Отца, начало и конец мирового времени.

Педагог.

Свт. Евсевий Кесарийский

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Но и что Моисею ангел является, то же самое и Божественное Писание отмечает, глася: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. Когда же [Писание] показывает, что [именно] Сам Всевышний беседовал, то именует Его Богом и Господом, а не ангелом. Точно так же и при переходе чрез Чермное море ясно Писание различает ангела и Господа тем, что говорит.

Доказательство в пользу Евангелия.

Свт. Кирилл Александрийский

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

См. Толкование на Исх. 3:1

Прп. Ефрем Сирин

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Купина же, из [древесины] которой неудобно делать изображения мертвых богов, признана годной для того, чтобы в ней изобразить тайну Бога живого. И тебе дается это знамение: как видел ты Бога, обитающего посреди пламени, так и вам должно служить огнем Богу, обитающему в огне.

На Книгу Исхода.

См. также Толкование на Исх. 3:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Кто эта купина? Ты. Ты часто горишь внутренним огнем диавольских прилогов, но не сгораешь и не сгоришь, если будешь крепиться верою и упованием.

Дневник. Том III. 1859-1860.


Что означала купина, виденная Моисеем. горевшая огнем и не сгоравшая? Новозаветные животворящие Тайны Тела и Крови Христовой. Вы видите Хлеб и Вино, проникнутые огнем Божества (всё в огне Божества) невидимым, но ощущаемым внутри человека и между тем не сгорающие, потому что они суть самое Тело и самая Кровь Господа Иисуса Христа.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Августин

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Итак, здесь тот, кто явился, сначала назван ангелом Господним, а затем Богом. Так не является ли ангел Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова? Но тогда его нужно считать Самим Спасителем, о Котором апостол говорит: Их и отцы, и от них Христос во плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки (Рим. 9:5). Следовательно, вполне разумно считать, что Тот, Кто есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки», является Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. Но почему Он сначала назван ангелом Господним, когда явился в пламени огня из среды тернового куста? Не потому ли, что это был один из многих ангелов, который по Божественному устроению выражал собой Лицо Господа (personam Domini) своего? Или же потому, что это было нечто тварное, что было воспринято Им, чтобы явиться в зримом образе и чтобы произносимые слова были слышимы, чем, как требовалось, обозначилось незримое присутствие Господа для телесных человеческих чувств посредством подвластного Ему творения?

Но если это был один из ангелов, кто бы мог с легкостью подтвердить, было ли на него возложено возвестить о Лице Сына или же Святого Духа, или же Бога Отца, или же о Самой единой Троице, Которая есть единый и единственный Бог, отчего Он и говорит: Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? Ведь мы не можем сказать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Сын Божий, а Бог Отец не является. Но ведь точно так же никто не осмелится отрицать, что Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова является Дух Святой или Сама Троица, Которую мы считаем Единым Богом. Ибо тот, кто не есть Бог, не является Богом отцов. Далее, если не только Отец является Богом, как признают все и даже еретики, но также и Сын, Которого, хотят они того или нет, вынуждены таковым признавать, поскольку о Нем апостолом сказано: сущий над всем Бог, благословенный во веки; также и Святой Дух, ибо о Нем апостол говорит: Не знаете ли, что тела ваши, суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога… посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор. 6:19-20). И эти Трое суть Один Бог, как исповедует кафолическое благомыслие; остается недостаточно ясным, которое из Лиц Троицы выражал ангел (если он был одним из остальных), и выражал ли он какое-то отдельное Лицо, а не Саму Троицу.

О Троице.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

Прииде Моисей в гору Божию Хорив. Явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. И видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше

Прошло сорок лет пребывания Моисея в стране Мадиамской. Моисей достиг восьмидесяти лет, – такого возраста, когда по обыкновенному порядку вещей человек теряет охоту к совершению великих предприятий, когда, по словам самого Моисея, наступает для человека время труда (изнурения) и болезни (Пс. 89:10) и следственно, ему не до того, чтобы он желал и мог широко развернуть свою деятельность. Да и обстановка, среди которой жил Моисей, – полевая пастушеская жизнь (он пас стада своего тестя), кочеванье с одного пастбища на другое, постоянное обращение больше с животными, чем с людьми, – все это не благоприятствовало внешней предприимчивости. Нельзя впрочем думать, чтобы жизнь среди такой обстановки подавила в Моисее чувство своего великого предназначения к избавлению народа Божия, что он перестал помышлять об этом и потерял всякую надежду на перемену своего положения. Нет, продолжительное уничиженное положение Моисея служило только к воспитанию в нем смирения и терпения. Но что он не забыл своего предназначения к великому служению и с терпением ожидал времени, когда Господь явственно и торжественно объявит ему наконец Свою волю быть ему спасителем Евреев, об этом можно догадываться из того, что Моисей не думал обзаводиться собственным хозяйством, что он, хотя имел свое семейство и мог бы по примеру патриарха Иакова просить себе у тестя, в награду за свои труды, надела частью его имущества, не позаботился однако об этом. Весьма вероятно, что Моисея занимали не узкие семейные и хозяйственные соображения, а помыслы о широкой предстоявшей ему общественной деятельности, предзнаменование которой дано было ему еще в Египте, и от которой отклонили его тогда неблагоприятные обстоятельства. И вот, наконец, время призвания Моисея к совершению этого дела наступило. Моисей прииде однажды в гору Божью Хорив. Эта гора, находящаяся на Синайском полуострове, составляет нижнюю часть того горного хребта, который называется Синаем. О нераздельности Хорива и Синая можно заключить из того, что место Богоявления Синайского представляется также местом поклонения Богу народа при Хориве (Исх. 3:12). Хорив, или Синай, находился на западе от местопребывания Иофорова, судя по тому, что эта гора лежала на пути Моисею из Мадиама в Египет. – Явися ему Ангел Господень в пламени огненне из купины. И видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше. Купиною, в которой явился Ангел Господень, называется терновый куст (βα᾿ τος). Тернистыми растениями обилуют окрестности Синая, от чего получила название и самая гора (Еврейское Seneh значит «терновый куст»). Явившийся в купине называется Ангелом Господним, но далее Моисей называет Его Господом и Богом и впоследствии, в предсмертной беседе с Израильтянами, призывает на них благословение Явившегося в купине (Втор. 33:16). И Сам Явившийся называет себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6) и указывает на свое Божеское всеведение и всемогущество (19–20). Посему, по мнению большей части и Отцев и учителей Церкви (например, Василия Великого и блажен. Феодорита), Явившийся Моисею, хотя называется Ангелом Господним, не есть сотворенный Ангел, а Сам Бог, именно второе Лице Святыя Троицы, Сын Божий, ибо и в других местах Писания Сын Божий называется Ангелом великого совета (Ис. 9:6) в том смысле, что чрез Него объявлен был людям и Им же приведен в исполнение предвечный совет о спасении их, – и Ангелом завета (Мал. 3:1), в том смысле, что чрез Него возвещен был людям Ветхий и Новый Заветы, и вообще Он, как Установитель Нового Завета, возвестил им, что слышал от Отца Своего (Ин. 15:15). Нет сомнения, что явление Бога в купине горевшей, но не сгаравшей, имеет символическое значение. Терновое растение, в сравнении с другими деревьями малоценное (Суд. 9:15), служило образом Израильского народа в его уничижении, в презрении от Египетских язычников. Огненное пламя, которым объят был терновый куст, это символ наказующей правды Божией, гнева Божия. Так в качестве грозного Судии с этим символом Господь является тайнозрителем (Дан. 7:9; Иез. 1:13; Апок. 1:14). Ярость огня правосудия Божия имеет потребить упорных грешников (Евр. 10:27). Потому горение купины означает пребывание Израильского народа в огне гонений и бедствий в железной Египетской пещи (Втор. 4:20). Явление Бога в горящей купине знаменует, что Сам Бог предал Свой народ этим гонениям и бедствиям. Но купина горела, а не сгарала, пламя не истреблял ни ветвей, ни листьев ее, хотя это был самый горючий материал. Это означало, что Господь попустивший страдания Своего народа, попустил их не за тем, чтобы довести его до крайнего истощания или даже в конец потребить его, а для того, чтобы народ сей помнил, что Бог его есть огнь потребляющий, Бог ревнитель, беспощадно строгий к несохраняющим верности Ему (Втор. 4:24), – для того, чтобы очистить Свой народ от всего языческого, что могло примешаться к нему в постоянных житейских сношениях с язычниками, и огнем очищающих искушений приготовить его к великому предназначению быть царским священством, народом святым, особенным уделом Божиим в среде народов, первенцем между ними. Вместе с сим рассматриваемый символ купины горящей, но не сгарающей, мог предуказывать то грозное явление Господа в огне и пламени, которым сопровождалось вступление Его в завет с Израильтянами на Синае, и вместе – строгость. Его правды в отношении к врагам Еврейского народа Египтянам, при изведении его из Египта. Таким образом, явление Бога в купине горевшей, но не сгаравшей было с одной стороны знамением милости Божией к Израильскому народу, проявлявшейся в самых бедствиях его, с другой – грозным судом Божиим над врагами его.

Толкование на паремии из книги Исход.

Аврелий Пруденций

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Это есть то Слово, Которое, сойдя с благосклонных уст Отца, от девического тела восприняло хрупкую форму. Тогда Моисею еще не был явлен образ человека во плоти, знаменующий вид нашего лица. Ибо Бог, собираясь воспринять Тело, созданное добродетелью Слова, отражал тот же вид. Однако было явлено, что возгоревшееся пламя не сжигает терновый куст. Бог витал в остром тернии, и неопасный огонь был подобен кудрям [настоящего огня], наносящим раны. Это было в ознаменование того, что Бог воспримет тело, которое будет [увенчано] терновым [венцом], которое будет густо оплетено остриями преступлений и которое грубые прегрешения исполнят страданий. Ибо порочный кустарник от дикого корня начал вливать вместе с нечестивым соком роскошную [силу] в неправедные побеги. Можно было видеть, как внезапно стала пышной бесплодная листва, и воспламененные листья на большом расстоянии пространно освещали скорого Бога, [они] не нарушали сплетений игл, лизали кровавые завязи и багровые плоды, стягивали живые побеги смертоносного древа, это скорбная вина очищалась кровью, которую источал в бьющийся в крестных страданиях терновый куст.

Прославление.

Флавий Патерий

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Что это за видение, которое, как описывается, явилось Моисею в пустыне? Упоминается то ангел, то Господь. Если это ангел, то потому, что совершал внешнее [видимое] служение, когда говорил; Господь же потому, что изнутри направлял силу [его] речи. Стало быть, когда говорящего направляет [нечто] изнутри, имеется в виду и ангел - как [исполняющий] послушание, и Господь - как вдохновляющий.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.

Лопухин А.П.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает

Внешняя сторона видения — горящий, но не сгорающий терновый куст изображает бедственное положение евреев в Египте. Терновый куст, не отличающийся ни ростом, ни плодородием, служит символом чего-либо низкого, презираемого (Суд. 9:8–15), в настоящем случае народа еврейского, а пламя огня, как сила истребляющая (Втор. 4:24), указывает на тяжесть страданий (Втор. 4:20; Иер. 11:4; 3 Цар. 8:51). Но как куст горел, а не сгорал, так точно и народ еврейский не уничтожался, а только очищался в горниле бедствий.

Толковая Библия.