Толкования на Исх. 3:4

Свт. Амвросий Медиоланский

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

Стоит ли терять надежду, что заговорит с людьми Господь, беседовавший в терновом кусте? Бог и кустом не возгнушался. О если бы и мое терние просветил Он! Быть может, будут и те, которые еще подивятся блеску и свету среди нашего терна, будут, в ком наше терние не опалится, будут, кого глас, услышанный из тернового куста, заставит снять обувь с ног, дабы вход ума не заграждали телесные преграды.

О девственницах.

Свт. Кирилл Александрийский

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

См. Толкование на Исх. 3:1

Блаж. Августин

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

Господь воззвал к нему из куста. Господь под видом ангела? Или Господь - тот ангел, который был назван ангелом великого совета (Ис. 9:6) 1), и имеется в виду Христос? Ведь, кроме того, сказано: И явился ему Ангел Господень [в пламени огня из среды тернового куста].

Вопросы на Семикнижие.

Блаж. Петр Хрисолог

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я

Вот почему Он зовет Моисея отеческим гласом, обращается к нему с отеческой любовью, побуждает его стать избавителем Своей непорочности. И что еще? Делает его богом: Я поставил тебя богом фараону (Исх. 7:1). Делает его богом, укрепляет знамениями, вооружает добродетелями, повелениями побеждает в войнах, чрез него, чистого воина, дает победы, в заповедях позволяет торжествовать и все венцы добродетелей употребляет к Своей дружбе, ставит его как причастника Царства Небесного и дарует ему [честь] самому быть законодателем, только требует, чтобы он любил Его всецело. Наконец, Моисей настолько был зажжен любовью к Богу, что сам любил пламенно и увещевал других, чтобы они любили так же: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, и от всей добродетели твоей».

Собрание проповедей.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

Егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины, глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть, Господи

Голос Самого Господа из купины двукратно произносит имя Моисея, с целью возбудить в нем особенное внимание к тому, что вслед за тем ему будет сказано. - Что есть, Господи? - спросил Моисей, т.е. глаголи, Господи, – я готов с подобающим благоговением выслушать и с точностью исполнить все, что ни приказал бы мне, ибо Ты мой Господь, а я покорный Твой раб.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая

По абсолютной святости явившийся недоступен для смертного человека: «не подходи сюда». Последний должен испытывать в присутствии Его чувство глубочайшего смирения и почтения: «сними обувь с ног твоих» (ср. Нав. 5:15).

1) В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его»