Толкования на Исх. 3:8

Прп. Ефрем Сирин

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев

См. Толкование на Исх. 3:7

Прп. Иоанн Пророк

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев

А что судьбы Его не исследованы, очевидно из того, что случилось с израильтянами: они, получив обетование войти в землю, текущую медом и млеком, обращали внимание лишь на вещественную сторону сего и много искусили Бога неверием, не получая сего; ибо не разумели, что медом и млеком он назвал будущие духовные блага, которых сенью был Закон, как и апостол истолковал нам (см. Евр. 10:1).

Руководство к духовной жизни. Вопрос 379.

Блаж. Августин

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев

Должны ли мы понимать землю, где течет молоко и мед, в духовном смысле, так как в собственном смысле слова это не была та земля, которая была дана народу Израиля? Или это был оборот речи для восхваления богатства и приятности [той земли]?

Вопросы на Семикнижие.


Действительно, если бы та земля, о которой говорили, что в ней течет молоко и мед, не означала нечто великого, он не вел бы тех, кто понимал его чудеса, через видимое таинство к невидимому - к благодати и Царству Небесному, и тогда их никоим образом нельзя было бы обвинить в том, что они ни во что не ставили эту землю, чье временное царство мы должны ни во что ставить, чтобы выбрать Иерусалим, нашу свободную мать, которая на небесах, истинно желанную.

Изъяснения Псалмов.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия на праздник Благовещения (Исх. 3:2–8). В сей паримии повествуется о явлении Господа в купине Моисею.

И снидох изъяти их от руку Египетску, и извести я из земли тоя, и ввести их в землю благу и многу, в землю кипящую млеком и медом

Снидох изъяти их из руку Египетску. Чистая мысль, заключающаяся в этом человекообразном выражении о Боге, может быть изложена так: «Я не могу долее терпеть несправедливости и жестокости притеснителей Моего народа, не могу долее оставаться в одном наблюдательном положении при виде страданий его, Я решился исторгнуть его из Египетской неволи». - И извести я из земли тоя, – из земли Египетской. Еще Аврааму было открыто, что порабощение его потомков языку чуждому кончится спустя 400 лет после рождения Исаака, или 425 лет после переселения Авраама из Халдеи (Быт. 15:13; Гал. 3:17). Время окончания этого срока приблизилось, как видно из слов самого Моисея (Исх. 12:40), и вот Господь приступает к исполнению давнего Своего обетования. Он сошел извести людей Своих из земли Египетской и ввести их в землю благу и многу. Земля обетованная называется благою ради обилия в ней произведений царства растительного и ископаемого и водотечей (Втор. 8:7–10). Многою, или большою она могла быть названа отчасти по сравнению с маленькою Гесемскою областью, отчасти потому, что несмотря на незначительные свои размеры, она могла прокормить огромное народонаселение, около 8 миллионов, судя по тому, что в царствование Давида в ней, после произведенной по его повелению ревизии, оказалось 1 570 000 вооруженных людей, не считая колено Вениаминово и Левиино (2 Цар. 24:5–8; 1 Пар. 21:5). – В землю кипящую млеком и медом. Обилие молока и меда предполагает, что земля обетованная богата была пастбищами для скота и следственно способна была к скотоводству, богата была цветами, дающими мед, и деревьями, дающими медоподобную жидкость, – виноградными, фиговыми, пальмовыми. Дикий мед в обилии встречался в скалах и дуплах древесных и давал даровую пищу людям пустынным, путешествующим, военным во время походов (1 Цар. 14:26–27; Мф. 3:4). Вообще же выражение кипеть млеком и медом, имеет значение пословицы и употребляется не только в Священном Писании, но и у языческих писателей для изображения изобилия земли во всех потребностях жизни. Земля обетованная даже в состоянии опустошения была богата луговыми и полевыми продуктами (Исх. 7:15–22). Что же касается до современного нам состояния Палестины, то несмотря на страшные перевороты политические, изменившие лице ее, несмотря на препятствия к полеводству и скотоводству от набегов кочевых Арабов, некоторые местности ее, например около Яффы, около Вифлеема, берегов Геннисаретского озера, отличающиеся богатством растительной жизни, показывают, что и теперь она не лишена способности к плодородию, если только приложить к ней руки. А те страшные перевороты, которые сделали ее бесплодною и безводною, посланы Богом в наказание за грехи прежних ее обитателей (Втор. 28:23–24).

Паримию о явлении Бога в купине положено читать в праздник Благовещения потому, что это явление предызображало тайну воплощения Сына Божия, которую прославляет Святая Церковь в праздник Благовещения. Это предызображение относится отчасти к лицу Сына Божия, отчасти к лицу Богоматери. В первом отношении смысл предызображения св. Кирилл Александрийский так раскрывает: «Чудо купины поистине удивительно и превышает разум. В Священном Писании Божественная природа часто сравнивается с огнем по причине его безмерной истребительной силы. А древа и полевые растения означают земного человека (Втор. 12:24; Пс. 106:15). И как терние не могло снести огня, так Божество не может (по законам естественным) совместить человечество. Но во Христе Божество вместилось в человечество, в Нем живет всяко исполненье Божества телесне (Кол. 2:9), и Бог, живый во свете неприступном, как огонь, соединился с тернием и таким образом то, что по своей природе причастно тлению, т.е. плоть Свою, соделал нетленною, непричастною смерти, что объясняет образ огня в купине, сохранившего купину совершенно неврежденною» (на Исход). В отношении к Деве Марии значение рассматриваемого преобразования состоит в том, что как купина, объятая огнем, оставалась невредимою, так и Дева по рождестве Спасителя не утратила своего девства. «Якоже купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» (Догматик, глас 2). Святый Григорий Нисский говорит, «что там (в Ветхом Завете) предызображалось пламенем и купиною то, что с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгарает, так и здесь (в Новом Завете) Дева раждает Свет и пребывает нетленна» (Слово на Рождество Христово). По этой причине Святая Церковь именует Богоматерь Неопалимою Купиною (Акаф. конд. песнь 6, троп. 4 – Марта 25, кан. песнь 4, троп. 2), а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием. Таким иконам издревле усвоено наименование Неопалимой Купины. Кроме того, как земля обетованная названа в паримии текущею медом и млеком, так и Пресвятая Дева со времени воплощения в утробе Ея Сына Божия, приснотекущего Источника обильных благодатных даров для верующих в Него, и особенно источника нескончаемых сладостей небесного Царства для святых, – есть поистине земля обетования, из неяже течет мед и млеко (Акафист).

Толкование на паремии из книги Исход.

Тертулиан

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев

Иисус Христос второй народ, которым являемся мы, племена, ранее влачившие существование в пустыне века сего, должен был ввести в землю обетования, источающую мед и молоко, то есть в обладание жизнью вечной, которой нет ничего слаще. И это не чрез Моисея, то есть изучением Закона, но чрез Иисуса, то есть благодатью Нового Закона, должно было произойти, если мы совершим обрезание острием каменным, то есть заповедями Христа, ибо Христос есть камень, многообразно и многовидно предсказанный, поэтому тот муж, пришествие которого предуготовлялось в образах того таинства, был также предсказан по имени Господнему, что Иисусом наречется.

Против иудеев.

Лопухин А.П.

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев

См. Толкование на Исх. 3:6