Толкования на Исх. 11:2

Свт. Григорий Богослов

внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых

Что скажешь? Так было угодно Богу, чтобы ты вышел из Египта, от печи железной, оставил тамошнее многобожие и веден был Моисеем - его законодательством и руководством. Я скажу нечто не из моих мыслей, но, если посмотреть духовно, очень даже из моих. Возьми у египтян взаем золотые и серебряные сосуды и иди с ними; запасись на путь чужим, лучше же сказать, своим собственным. Ты должен получить плату за рабство и изготовление кирпичей - ухитрись как-нибудь вытребовать ее, возьми у них обманом, отними достойно. Ты здесь бедствовал, боролся с грязью, с этим страдающим и нечистым телом, строил чужие и непрочные города, о которых память погибла с шумом. Что же? Неужели ты уйдешь ни с чем, без вознаграждения? Неужели оставишь египтянам и противникам то, что они приобрели злом и, еще хуже, будут расточать? Это не их собственность; они насильно себе присвоили, похитили у Того, Кто сказал: Мое серебро и Мое золото (Агг. 2:8); «Я дам его, кому хочу». Вчера принадлежало им - так было попущено; а ныне Владыка приносит и дает тебе, чтобы ты употребил это во благо и на спасение. Приобретем сами себе друзей богатством неправедным, чтобы, когда обнищаем, во время суда получить свое назад.

На святую Пасху.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 2, 4, 6, 8. И сказал Бог: да испросит кийждо у соседа своего сосуды златы и сребряны: потому что в полночь умрут первенцы египетские и первенцы скотов. И будет вопль во всей земли Египетстей, подобный воплю, какой был в домах Евреев, когда младенцев их бросали в реку. И рече Моисей: сия глаголет Господь: в полунощи Аз вниду в Египет, и измрет всяк первенец в земли египетстей. И приидут отроцы твои ко Мне, и скажут Мне: отыди Ты и людие сии: и по сих отыду. Поелику казнь, подобная той, какой подвергнут был Фараоном народ еврейский, была не в начале; то по сему самому Бог поставил Фараона в противление.

Прп. Исидор Пелусиот

внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых

Нет несправедливости в суде, как думаешь ты, когда приказано, чтобы совершившие много работ и с трудом построившие города обобрали Египтян и взяли золотые и серебряные сосуды у тех, для кого они трудились. Напротив того, самому нелицеприятному Судии свойственно узаконить, что достоин есть делатель пищи своея (Лк. 10:7). Ибо, если кто из нас приобрел дух ведения, то найдет, что награда сия, таким образом данная, неравносильна многоболезненному плинфоделанию и многотрудному возведению построек, за что правдивый Судия дал Израильтянам дозволение воспользоваться наградою.

Письма. Книга I.


И это, как говоришь, предложенное тебе состязующимся с тобою, дышит самою высокою правдою. Поскольку Египтяне долгое время работавшим Евреям не давали должной платы, то Источник справедливости устроил так, что заплатили они и невольно. Посему сказал: да испросит кийждо у соседа своего и сожительницы сосуды сребряны, и златы. Если бы повелел это не работавшим, то, может быть, иной был бы в праве почесть сие несправедливым. А если повелел, чтобы лишенные свободы отомстили за то присвоением имения, то готов я утверждать, что не только не поступлено с египтянами несправедливо, но даже не воздано им соразмерного наказания. Ибо какое сравнение между отнятием имущества и отнятием свободы, за которую имеющие ум охотно отдают не только имущество, но и жизнь?

Лопухин А.П.

внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых

См. Толкование на Исх. 11:1