Толкования на Исх. 12:3

Свт. Василий Великий

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство

См. Толкование на Исх. 12:1

Свт. Кирилл Александрийский

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство

См. Толкование на Исх. 12:1

Прп. Ефрем Сирин

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство

См. Толкование на Исх. 12:2

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы.

Рцы ко всему сонму сынов Исраилевых, глаголя: десятый (день) месяца сего да возмет кийждо овца по домом отечеств, кийждо овча по дому

Рцы ко всему сонму сынов Исраилевых, – собственно к старейшинам Израильского народа, в лице своем представлявшим весь народ, как это ясно видно из 21-го стиха той же главы, где об исполнении Моисеем этого повеления сказано: «созва Моисей вся старцы сынов Исраилевых и рече им: поимите себе овча» и д. По повелению Божию, в десятый день месяца авива каждый хозяин дома, глава семейства должен отделить из своего стада овча, т.е. агнца, или, в случае нужды, козленка, для принесения в жертву. Что заклание агнца, которое должно быть совершено, как увидим, через четыре дня после отделения его, имело значение жертвы Богу, это видно из того, что ниже в 27 стихе и в других местах Пятокнижия пасхальный агнец называется жертвою, или даром, Богу (Числ. 9:7), и заклание его, как и вообще всякого жертвенного животного, предписывается совершать, по устроении общественного богослужения, пред жертвенником (Втор. 16:5). – По домом отечеств, кийждо овча по дому. Домы, хозяева которых должны приготовить агнца, называются домами отечеств, потому что носили имена Отцев обитающих в них семейств, например, дом Рувимов, дом Илиин. – Агнца надлежало приготовить за четыре дня до заклания его. Для чего так рано? Для того, чтобы каждому Израильтянину дать время приготовиться к принесению жертвы размышлением о важности ее, как жертвы умилостивительной, о великой милости Божией, воспоминанием о которой будет служить на все последующие времена эта жертва, для того долее, чтоб каждый Израильтянин знал, что при сборах к предстоявшему путешествию из Египта, приготовление пасхальной жертвы есть главное дело, которым надлежало заняться прежде чем всякими другими делами. Ибо судя по той поспешности, с какою надлежало Евреям покинуть Египет, могло случиться, что если бы они заблаговременно не приготовились к пасхальной жертве, многие из них не успели бы сделать это после предварительных многосложных сборов к путешествию. Эти сборы отняли бы у них все время, так что его не осталось бы для самого важного дела.

Толкование на паремии из книги Исход.

Беда Достопочтенный

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство

Итак, пасхальный агнец, благодаря жертвоприношению которого народ израильский был освобожден от египетского рабства, за пять дней до Пасхи, то есть в десятую луну, берется и вечером в четырнадцатую луну посылается на жертвоприношение. Он означает Того, Кто искупит нас своей кровью. За пять дней до Пасхи, а именно сегодня, при великой радости и почестях народа, сопровождавшего Его спереди и сзади, смиренно вошел Он в Храм Божий, где ежедневно учил. По окончании пятого дня, когда Он исполнил установленные таинства ветхой Пасхи, Он передал ученикам для исполнения новые таинства. Когда Он пришел на Масленичную гору, Он был взят иудеями и искупил нас от демонского господства, будучи распят утром того самого дня, в который сей древний иудейский народ расторг оковы египетского рабства, благодаря принесению в жертву агнца.

Гомилии на Евангелия.

Лопухин А.П.

Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство

Превращение авива в первый месяц церковного года закрепляло воспоминание об избавлении от рабства египетского; та же самая цель достигалась установлением праздника Пасхи («песах» — прохождение мимо, Исх. 12:11). Чествуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и свое избрание в народ Божий, свое рождение, творение, так как исход и имел своею целью возрождение Израиля в народ Божий (Исх. 19:4–6).

Пасха — праздник рождения, праздник жизни. Этот общий смысл праздника и выражается в его отдельных обрядах. Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься. Единственным средством к этому служили в Ветхом Завете жертвы. Жертвой начинается и в ней сосредоточивается пасхальное торжество. Жертвой праздника Пасхи служил агнец, называемый «пасхальною жертвою Господу» (Исх. 12:27) и «жертвою праздника Пасхи» (Исх. 34:25). Тот же смысл усвояется ему еврейским названием «zebach», употребляемым для обозначения кровавых жертв. Предназначаемый для Всевышнего, для богослужебных целей, агнец избирался за четыре дня до заклания —10-го авива, в целях, может быть, внимательного наблюдения, нет ли в нем недостатков, избирался каждым семейством, так как избавлены от рабства и приняты в народ Божий все евреи.