Толкования на Исх. 12:6

Свт. Василий Великий

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

См. Толкование на Исх. 12:1

Свт. Григорий Богослов

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

Потом отказ от квасного в продолжение семи дней (число самое таинственное и состоящее в близком отношении к этому миру), удален давнего и застаревшего заблуждения (а не хлебной и жизненной закваски), чтобы не иметь при себе в пути египетского теста и остатков фарисейского и безбожного учения. Египтяне будут плакать, а нами да съестся агнец «вечером», потому что при конце веков страдание Христово. И Христос, разрушая греховную тьму, вечером приобщает учеников таинству.

Слова. Слово 45.

Свт. Кирилл Александрийский

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

См. Толкование на Исх. 12:1

Сщмч. Киприан Карфагенский

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

Христу надлежало принести жертву в конце дня для того, чтобы самым временем жертвы изобразить запад и вечер мира, как написано в Книге Исхода: Тогда пусть заколет его все собрание сынов Израилевых вечером, - и в Псалмах: Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя (Пс. 140:2). А мы торжествуем Воскресение Господне утром.

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

См. Толкование на Исх. 12:2

Блаж. Августин

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

Кого не интересовал вопрос, почему иудеи ответили из Писания на вопрос волхвов, где родился Христос, а сами вместе с ними не поклонились? Разве мы не видим этого также теперь, когда в самих таинствах, которыми побеждается их суровость, явлен Сам Христос, в Которого они не хотят верить. Разве, когда они убивают овцу и едят пасху, они не являют язычникам Христа, Которому сами они вместе с ними не покланяются? Разве это не то же самое, когда часто о пророческих свидетельствах, в которых Христос пророчествуется, некоторые люди высказывают свои сомнения: не христианами ли это написано, и поэтому говорит не о будущем, но о совершившемся? Мы обращаемся к иудейским рукописям, чтобы укрепить души сомневающихся: разве не так иудеи показывают язычникам Христа, Которого не хотят почитать вместе с язычниками?

Проповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

Мы читаем в Книге Исход, что на четырнадцатый день закалается агнец. На четырнадцатый день закалается, когда наступает полнолуние и когда луна не имеет никакого ущерба в своем свечении. Итак, вы видите, что Христос закалается не иначе, как в совершенном и полном свете.

Трактат на Псалмы.


Спрашивается также, почему агнец закалается не днем, но к вечеру, и причина ясна. Ведь Господь наш и Спаситель пострадал в завершение времен. Почему и Иоанн в своем Послании говорит: Дети, последнее время (1 Ин. 2:18). А когда наступает последний час, с окончанием дня начинается ночь. Но надо понимать и то, что, доколе мы пребываем в этом мире, то есть живем в Египте, мы пребываем не в ясном свете, но в потемках и тумане. И хотя Церковь - Луна как бы в ночи блистает [отраженным светом], однако мы не можем иметь совершенного сияния истинного солнца.

Об исходе (накануне Пасхи).

Еп. Виссарион (Нечаев)

V. Паримия на вечерне в Великую Субботу (Исх. 12:1–11). В сей паримии повествуется об установлении пасхальной жертвы.

И будет вам соблюдено (овча) даже до четвертогонадесять дне месяца сего: и заколют то все множество собора сынов Исраилевых к вечеру

К вечеру, т.е. при захождении солнца, с 14-го на 15-е число месяца авива, или в навечерие 15 числа (потому что Еврейские сутки считались с вечера), агнец должен быть заклан всем собором сынов Израилевых. Нет необходимости предполагать, что для сего весь Израильский народ должен был собраться в одно место, – напротив заклание должно происходить в каждом доме. Мысль Господня повеления та, что этот обряд повсюду должен был совершиться одновременно, вечером, в сумерки, при захождении солнца (Втор. 16:6). Закалателями должны быть отцы семейств или старшие в каждом семействе. Это право, по мнению некоторых, удержано было за ними и в последствии, по устроении общественного богослужения, когда пасхальная жертва приносима была во дворе скинии и храма, в сем случае только нечистые отцы семейств не могли заклать агнца, и предоставляли это левитам (2 Пар. 30:17).

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером

См. Толкование на Исх. 12:5