Толкования на Исх. 15:17

Прп. Ефрем Сирин

Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка

См. Толкование на Исх. 15:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

VII. Паримия на вечерне в великую субботу (Исх. 13:20–22, 14:1–32, 15:1–19). В сей паримии описывается путешествие Израильтян от Сокхофа до Чермного моря, чудесный переход их чрез Чермное море, и приводится благодарственная Господу песнь, воспетая Израильтянами вслед за сим чудом.

Введ насади я в гору достояния Твоего, в готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи, святыню, Господи, юже уготовасте руце Твои

Песнопевец сравнивает Израильский народ с растением, которое из одного места пересаживают в другое. Подобно сему в псалме 79-м (9–12) тот же народ изображается под образом виноградной лозы, перенесенной Господом из Египта, посаженной на очищенном для нее месте в Ханаанской земле, тенью своею покрывшей горы ее, ветви свои пустившей до моря (Средиземного), и отрасли свои до реки (Евфрата). Песнопевец Моисей просит Господа ввести и насадить Израильтян в горе достояния Своего, под которою, как видно из последующих соответствующих слов, разумеется гора храма – Мория. Она называется горою достояния, или наследственного удела Господня потому, что, как сейчас увидим, еще со времени Авраама сделалась священным местом. Израильтяне насаждены, или водворены были, во всей Обетованной земле, но корень их существования, как народа Богоизбранного и священного, был на горе храма. Весь смысл его бытия заключался в веровании в Единого истинного Бога, в сохранении истинного Богопочтения, средоточием которого был храм. Охлаждение усердия к храму означало упадок в народе истинной веры, и с нею упадок народа в нравственном и гражданском отношении. Только «насажденные в доме Господнем цветут во дворах Его» (Пс. 91:14). И об этом-то насаждении, или укоренении народа в преданности храму и в благочестии песнопевец умоляет Господа. – В готовое жилище Твое, еже соделал еси, Господи. Храм на горе Мории называется готовым жилищем Господним в том смысле, что гора храма заранее была предуготовлена к этому назначению жертвоприношением на ней Исаака (Быт. 22:13). Этот же храм называется далее святынею или святилищем Господним, ради приносимых в нем жертв. Это святилище уготовали руце Господни. Оно имело быть создано руками человеческими, но они в сем случае будут только орудием рук Божиих, – воли Господа.

Толкование на паремии из книги Исход

Лопухин А.П.

Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка

Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога (Втор. 31:1–6), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» — гористая Ханаанская местность (Пс. 67:16–17; Ис. 5:1), составляющая собственность Господа (Иер. 2:7) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем (Пс. 77: 54).