Толкования на Исх. 15:25

Свт. Кирилл Александрийский

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

См. Толкование на Исх. 15:22

Свт. Григорий Нисский

И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить

См. Толкование на Исх. 15:23

Свт. Амвросий Медиоланский

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Мерра – это был горький источник. Опустил в него дерево Моисей – и он стал сладким. Ибо вода без символа креста Господня непригодна для будущих нужд спасения. Когда же она освящена таинством спасительного креста, тогда она успокаивается, чтобы служить духовной купели и спасительной чаше. Стало быть, как в тот источник Моисей опустил дерево (а это пророк!), так и в этот источник священник опускает символ креста Господня, и вода становится сладкой для благодати.

О таинствах.

Свт. Максим Туринский

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Я говорю, что в этом таинственном числе [Имеются в виду три дня безводного путешествия по пустыне, см. Исх 15:22, - прим. ред.] сыны Израиля, придя в Мерру, не могли пить воду из-за горечи – ибо в источнике была вода, но не сладкая, она была приятной на вид, а не на вкус. Но после того как Моисей бросил туда дерево, они стали пить сладкую воду. Таинство дерева унесло неприятный привкус, который был у плохой воды. Я думаю, что это происшествие имеет символическое значение: горькая вода Мерры – это суровый Закон Ветхого Завета, смягченный крестом Господним.

Проповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Мерра изменяется священнодействием креста, и семьдесят пальм апостольских орошаются услащенными водами Закона.

Послания.

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паримия на праздники Богоявления, Ризположения (11 июля) и Воздвижения. Исход XV:22–27, XVI:1. В сей паримии содержится повествование Моисея о путешествии Израильтян после чудесной переправы чрез Чермное море до пустыни Син.

Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо, и вложи е в воду, и усладися вода. Тамо положи ему (Израилю) Бог оправдания и судьбы, и тамо искуси его

Что это за древо (ξυ᾿ λον – кусок от дерева, полено, жезл), чрез которое горькая вода превращена в пресную? Иисус, сын Сирахов, говоря о врачебной силе земных произведений, в доказательство упоминает о древе, усладившем воду, имея в виду повествование о сем Моисея (Сир. 38:5). На Синайском полуострове ни Арабы не знают, ни путешественники не находят теперь дерева с таким свойством, хотя в других местах есть подобные деревья. Так, когда в новооткрытой Флориде Испанцы терпели великий недостаток в пресной воде, предводитель их Хименес взял сассафрас, положил это дерево в воду и спустя неделю нашел ее сладкою (Розенмиллер на Исход). Могло быть и на Синайском полуострове при Моисее дерево с подобною целебною силой, хотя теперь не существует. Во всяком однако случае, если по указанию Божию Моисей нашел дерево, действительно обладавшее естественною силой отнимать у воды горечь, нет сомнения, что оно могло обнаружить свою силу только над небольшим количеством воды, и надлежало быть чуду, чтобы эта сила сообщилась огромному количеству воды, какое потребно было для утоления жажды двух с половиной миллионов людей и множества скота. Но для чего же понадобилось дерево, когда чудо могло быть совершено без всякого посредства? Для того, чтобы, как увидим ниже, чрез это дерево предызобразить для верующих силу креста Христова. – Тамо положи ему (Израилю) Бог оправдания и судьбы. – Оправдания (δωαιω᾿ ματα), это узаконения или предписания, определяющие поведение человека. Оправданиями они называются потому, что служат выражением правой воли Божией и руководствуют людей к познанию и исполнению ее. Судьбы (χρι᾿ σεις), это собственно судебные распоряжения, определяющие виновность и наказание виновному. Какие именно оправдания и судьбы постановлены в Мерре, не сказано, но во всяком случае идет речь не о всей совокупности Моисеевых законов, ибо они даны после на Синае. Полагают, что идет речь о законах, относящихся к сохранению здоровья (санитарныя правила), судя по тому случаю, по которому даны, и по обетованию, выраженному в следующем стихе, о предохранении Евреев от болезней, если будут исполнять законы – И тамо (Господь) искуси его, испытывал послушание народа, давал народу случай засвидетельствовать покорность Богу законодателю исполнением Его положительных заповедей, подобно тому, как Адам и Ева испытываемы были в послушании Богу положительною заповедью касательно того, что им есть и чего не есть. Впоследствии Господь даст Своему народу заповеди гораздо более трудные, чем предписания о сохранении здоровья, но теперь надлежало покуда ограничиться этими предписаниями, для того, чтобы постепенно возводить народ от опытов послушания менее трудных к более трудным.

Толкование на паремии из книги Исход.

Тертуллиан

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

Древом Моисеевым вода исцеляется от порока горечи и возвращается к достоинству сладости. Древом тем был Христос, истоки прежнего естества, отравленного и горького, Сам Собою исцеляющий и превращающий в полезнейшую воду, а именно в воду крещения.

О крещении.

Лопухин А.П.

Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его

См. Толкование на Исх. 15:24