Толкования на Исх. 21:13

Свт. Афанасий Великий

но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце

В Законе было предписание отдавать города для убежищ тем, кого разыскивают с целью убийства, чтобы они хоть как-то могли спастись. В конце же времен пришедшее Само Слово Отчее, говорившее с Моисеем, снова дает эту же заповедь, говоря: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф 10:23).

Апология своего бегства.

Свт. Амвросий Медиоланский

но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце

Да не окажется тот, кто совершил убийство неумышленно, вне помощи, раз уж Закон говорит о нем, что Бог предал [жертву] в руки его. Следовательно, руки его послужили орудием Божественного возмездия. Стало быть, левит – служитель отпущения, а убийца, который совершил убийство не из злобы, но против воли, есть служитель Божественного возмездия.

О Каине и Авеле.

Прп. Ефрем Сирин

но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце

См. Толкование на Исх 21:7

Лопухин А.П.

но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце

Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном (Чис 35:22-23; Втор 19:4-5; 1 Цар 24:18). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть (Втор 19:6), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь (Чис 35:25), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища (Чис 35:11 и д.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов.

См. также Толкование на Исх 21:12