Толкования на Исх. 23:3

Свт. Иоанн Златоуст

и бедному не потворствуй в тяжбе его

Сказано: Бедному не потворствуй в тяжбе его. Что это значит? Значит: будь тверд и несгибаем, если и нищий согрешит. Если же не должно потворствовать нищему, то тем более – богатому. Это говорю я не только судьям, но всем людям, чтобы они нигде не нарушали справедливости, но везде свято соблюдали ее.

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Прп. Исидор Пелусиот

и нищаго да не помилуеши на суде

Как только нищета, почитая бесчестным просить, прибегнет к обвинению, и свое несчастие употребит во зло, вмешиваясь в чужие дела, и примет на себя вид не просителя и ищущего покровительства, но ходящего по судам обвинителя, – она утратит право на сожаление. Потому и Источником правды изречено: да не помилуеши бедного на суде. Ибо нуждающегося и просящего надлежит пожалеть, а жалующегося и обвиняющего – нимало не должно. Он не милости просит, но утверждает, что его обижают.


Сказанное законодателем: нищаго да не помилуеши на суде исполнено не бесчеловечия, как ты думаешь, но человеколюбия и всяческой справедливости. Ибо этим достигается две важные цели: одна – не поощрить нищих к тому, чтобы они вмешивались в чужие дела, другая – привести в как можно больший страх тех, которые судят несправедливо и за богатых подают голос, решающий их победу.

Ибо, если и тем, которые борются с неукротимым и неусмиримым зверем нищеты, когда вместо того, чтобы просить, жалуются, не надлежит оказывать милости, то тем более не должно делать сего тем, которые, при великой роскоши, обижают нищих.


Поскольку нуждающемуся требуется тот, кто подал бы ему, и судящемуся – тот, кто рассудил бы тяжбу, то законодателю угодно, чтобы нищета не дела бы разбирала, но просила. А если, оставив просьбы, она обратится к клевете, то не в праве быть помилованною на суде. Поэтому сказано: да не помилуеши нищаго на суде. Ибо должно миловать, но не судящего, а просящего. Если же вместо того, чтобы просить, нищий обвиняет, то милости должно предпочесть справедливость, потому что несправедливо нарушать справедливость.

Кто во зло употребляет нищету и любит заводить тяжбы, тот не только не в праве пользоваться милосердием, но даже заслуживает ненависть. Ему должно, соблюдая безмолвие, упрашивать, а он сочиняет жалобы. Потому и Источник правды, не благоизволяя, чтобы такового миловали, сим воспрещает ему ябедничать. Если, перестав вести себя, как прилично просителю, осмелится он превратиться в затеявшего тяжбу, то и у произносящего о нем приговор да одержит верх справедливость. Тот, на кого принесена жалоба, одержав верх, волен после победы своей оказать милость побежденному, а кому дана власть произнести приговор, тот не в праве поступать в ущерб справедливости.

Законоположник, обуздывая и ненасытность властительства, и пристрастие нищеты вмешиваться в чужие дела, узаконил: нищаго да не помилуеши на суде. Не бесчеловечию научает он этим, но удерживает от худого, чтобы нищеты не употребляли во зло, вмешиваясь в чужие дела. Если же запретил миловать нищего, борющегося с не внимающим ничему зверем – бедностью – то тем более обуздал ненасытность богатых.

Письма. Книга II.

Прпп. Варсануфий и Иоанн

нищаго да не помилуеши на суде

Это значит, что судия должен право судить о вещах и не нарушать справедливости, под предлогом того, чтобы помиловать нищего. Упросить же соперника, чтобы он оказал ему милость, - в сем нет неправды.

Руководство к духовной жизни.

Лопухин А.П.

и бедному не потворствуй в тяжбе его

Снисходительное, сострадательное отношение к бедным (22:24 и д.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его (Лев 19:15).