Толкования на Исх. 23:20

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 20, 22 Се Аз посылаю Ангела Моего пред тобою. Послушай его: имя бо Мое есть на нем

Поелику Ангел совершал Божие дело, то сим положено на нем Божие имя.

Тертуллиан

Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил

Ввести народ в землю обетованную должен был не Осия, а Иисус, ангелом же Он назвал его из-за величия деяний, которые тот должен был совершить, – а какие деяния совершил Иисус Навин, вы и сами читаете, – и из-за служения пророка, то есть возвещающего Божественную волю. Так и Предтечу Христа, Иоанна, будущим ангелом называет Дух Святой, говоря через пророка от лица Отца: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, – то есть Христовым, – который уготовит путь Твой пред Тобою (Мал 3:1).

Против иудеев.


Ангелом Он назвал его из-за величия деяний, которые тот должен был совершить, и из-за служения пророка, то есть возвещающего Божественную волю, Иисусом же – в ознаменование тайны Своего будущего имени.

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

Ст. 20-33 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их: то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев; не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью

Покровительство Божие евреям проявится в посольстве Ангела, хранителя на пути (ст. 20), сообщении новых откровений (ст. 21), основанных на повиновении Богу непреоборимости и благополучии народа (ст. 22-26, ср. Лев 26:9; Втор 7:13; 28:11; греко-славянский текст в ст. 22 имеет вставку, заимствованную из Исх 19:5-6), в завоевании земли Ханаанской не столько силой оружия, сколько силой божественной помощи (ст. 27-28; ср. 15:14-16; Втор 2:25; Нав 2:9; Втор 7:19; Нав 24:13), в постепенном подчинении хананеев (ст. 29-30), как средстве к обеспечению развития и укрепления самих евреев, так как при быстром истреблении врагов земля превратилась бы в пустыню, и евреям пришлось бы страдать от диких зверей (ср. 4 Цар 17:25 и д.), и, наконец в даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.