Толкования на Исх. 25:40

Свт. Григорий Нисский

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе

После всего Моисей вводится в нерукотворенную скинию. Кто же последует за ним, когда входит он в такие тайны и столько возвышается умом? Тот, кто, как бы ступая с вершины на вершину, восхождением на высоты непрестанно становится выше и выше себя самого. Так, Моисей сперва оставляет предгорие, отделившись от всех оказавшихся немощными к восхождению. Потом приемлет слухом звуки труб, возносясь на высоту восхождения. При этом проникает в невидимое святилище Боговедения и даже в нем не останавливается, но переходит в нерукотворенную скинию, ибо в этом встречает действительно предел и сам возвысившийся такими восхождениями.

…Утверждаем, что Моисей в образе научен был тайне скинии, объемлющей собою Вселенную. Скиния же эта да будет Христос, Божия Сила и Божия Премудрость; она нерукотворна по собственному своему естеству, допускает же устроение, когда должно стало скинии этой быть водруженной в нас, так что некоторым образом она есть и несозданная и созданная: как предсуществующая, она не сотворена, а как принявшая этот вещественный состав, стала сотворенной. Сказанное нами, вероятно, не неясно для принявших в точности таинство нашей веры. Ибо единое из всего и что было прежде веков, и что произошло напоследок веков, что не имело нужды во временном происхождении (как иметь нужду во временном рождении тому, кто прежде времен и веков?) и ради нас, по безрассудству растливших бытие свое, допустило то, что пришло в бытие, подобно нам, чтобы ставшее вне сущего снова возвести в сущее. А это есть Единородный Бог, в Себе все объемлющий, но и в нас водрузивший Свою скинию.

О жизни Моисея законодателя.

Сщмч. Мефодий Патарский

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе

Если, по слову апостола, Закон духовен (Рим 7:14) и заключает в себе образы будущих благ, то давай снимем с него письменный покров и увидим находящийся там чистый точный смысл. Евреям было велено украсить скинию как подобие Церкви, чтобы они могли предвозвестить через чувства образ Божественных дел. Ибо находящееся на горе изображение, глядя на которое Моисей построил скинию, было неким прообразом точного небесного жилища, которое мы теперь почитаем яснее образов, но темнее истины. Ведь к нам, людям, еще не пришла сама чистая истина, ибо мы здесь не можем видеть чистого бессмертия, как не можем смотреть на солнечные лучи… Ибо истина будет ясно явлена после воскресения, когда мы не гадательно и отчасти, а лицом к лицу (1 Кор 13:12) увидим святую скинию – небесный град, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10).

Пир десяти дев.

Ориген

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе

Но и самому Моисею сказано: «Смотри, чтобы сделать все по образу и подобию, как тебе показано на горе». Поэтому мне кажется, что как на этой земле Закон был детоводителем тех, кого он должен был привести ко Христу, научить и наставить, чтобы после установления Закона им было легче воспринять более совершенные установления Христовы, так и та земля, принимая неких святых, прежде должна напитать и научить их установлениям истинного и вечного Закона, чтобы они легче переносили совершенные уставы небесные, к которым ничего нельзя прибавить; где по правде будет то, что называется вечным Евангелием (Откр 14:6) и Заветом вечно Новым, который никогда не ветшает.

О началах.