Толкования на Исх. 32:15

Прп. Ефрем Сирин

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было

См. Толкование на Исх. 32:1

Блж. Августин

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было

Если мы определим число, означающее Закон, то это будет десять. Итак, Декалог Закона, то есть эти десять хорошо известных предписаний, как мы твердо знаем, впервые был записан перстом Бога на двух каменных скрижалях. Но Закон, если благодать не присутствует, порождает лицемеров и существует только в букве. Поэтому апостол утверждает: Буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6). Так пусть дух сопутствует букве, чтобы буква не убивала того, кого не животворит дух; но чтобы мы исполняли постановления Закона не нашими силами, но по дару Спасителя.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

Ст. 15-19 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою

Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию (19:8; 24:3), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали (24:12) и действительно дал (31:18). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поелику, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство».