Толкования на Исх. 40:4

Свт. Кирилл Александрийский

и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его

Но «и внесешь стол», говорится потом, «и предложишь предложение его, и внесешь светильник и положишь лампады его» (Исх. 40:4). В обоих надо разуметь Христа. Под видом стола, имевшего хлебы предложения, прообразуется Христос, потому что в Нем все питаются к жизни вечной, очевидно приобщаясь Его святой плоти, по сказанному Им: «Я есмь хлеб, с неба сошедший и жизнь дающий миру: если кто ест от хлеба сего, жить будет вовек, и хлеб (же), который Я дам, Плоть Моя есть за жизнь мира» (Ин. 6:51). Итак, предложение стола, то есть хлебы, означает святое Тело Христа, питающее всех к вечной жизни.

А как и блаженный Давид и с ним алкавшие, как написано (1Цар. 21:4–6, Мф. 12:3–4), ели хлебы предложения, то посмотрим, не изображается ли и этим что-либо таинственное. Ведь по установлению закона вкушать хлебы предложения было невозможно за исключением одних только священников. А между тем касались этой священнейшей пищи не происходившие из священнического колена – Давид и бывшие с ним. Это было для того, чтобы посредством этого опять указать на веру язычников и отчасти израильтян. Христос принадлежал израильтянам, как священнейшим «ради отцов» (Рим. 11:28) и закона, но к ним привзошло некоторым образом хотя и бывшее по причине заблуждения не священным множество иноплеменников и стало вкушать хлеб жизни, которым соприсутствует и Давид и как бы служит представителем спасенных из Израиля, что и блаженный Исаия называет «останком» (Ис. 10:22), ибо многие из них уверовали во Христа.

Так посредством святого стола должен познаваться Христос. Точно так же – и светильник, как светящий всему дому, то есть миру, ибо «Я есмь свет мира», говорит (Ин. 8:12). Он имеет не одну, а семь лампад (old:chis:08:02|Чис. 8:2), ибо светит (Христос) многообразно и осиявает души верующих различными дарами. Делается он также из чистого золота (Чис. 8:4), ибо Христос превыше всех и пречестнее. Твердый (литой) имеет он ствол, как написано (там же), ибо во Христе нет ничего пустого или легкого. Имел он и цветы по причине благоухания святыни (во Христе), согласно сказанному: «Я цвет полевой, лилия долин» (Песн. 2:1). И самые даже сосуды его (для наливания масла) означают подаяние Божественных даров благодати. Кроме того, пророк Захария утверждает, что видел при нем две масличные ветви (Зах. 4:3), дабы разумел ты два помилованных народа, коих и назвал «сынами тучности» (помазанными), и говорит, что они предстоят Господу всей земли (Зах. 4:14), хотя ветви созерцались им при светильнике, давая тем самым очевиднейшее доказательство того, что светильник есть Христос, поставивший при Себе народ из язычников и из иудеев.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XII. Паримия на праздник Введения (Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35). В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения.

Ст. 4-5 И внесеши трапезу и светильник и положиши олтарь златый в каждение пред кивотом свидения. И возложиши покров завесы над дверию скинии свидения

В сих двух стихах идет речь о принадлежностях святилища – второй части скинии. Оно назначено было для принесения одних бескровных даров Господу: хлебов, горящего елея и фимиама. Для помещения хлебов приготовлена была трапеза. Она устроена была из акации и обложена золотом, имела продолговатую форму, снабжена была золотыми кольцами для продевания шестов, на которых ее носили в путь. На трапезу полагаемы были в два ряда, по шести в ряд, 12 испеченных из чистой пшеничной муки пресных хлебов предложения, или приношения пред лицем Господним (Исх. 25:30). Количество хлебов, подобно тому как количество драгоценных камней на наперснике первосвященника, соответствовало числу колен Израилевых. Каждую субботу эти хлебы потребляемы были священниками, и притом в самом святилище, как великая святыня из жертв Господних (Лев. 24:9), и заменялись новыми хлебами. Этою бескровною жертвою, непрерывно возлежавшею пред лицем Господним, Израиль благоговейно и смиренно исповедывал, что одному Господу обязан насущным хлебом и от Него единого чаял продолжения этой милости. К принадлежностям трапезы относились блюда, две кадильницы с ливаном, чаши и кружки (Исх. 25:29), – все это из чистого золота. На блюдах ставились хлебы, на каждом по шести. Кадильницы с фимиамом, лежавшие по одной сверх каждого ряда хлебов, как символы молитвы, должны были свидетельствовать о том молитвенном настроении, с каким народ предлагал Господу хлебы. Сверх того, для более наглядного представления жертвенного значения хлебов, фимиам в этих кадильницах воскуряем был в память, в жертву Господу, во дворе скинии на жертвеннике всесожжений, каждую субботу, при смене хлебов предложения (Лев. 24:7). Чаши и кружки при хлебах назначены были для того, чтобы возливать ими (Исх. 25:29) вино. Оно, как и хлебы, имело в этом случае значение бескровного дара и приносимо было Богу по тем же побуждениям, как и хлебы. На трапезе оно наполняло кружки, и из кружек выливалось в чаши и в них при смене хлебов, вместе с фимиамом, износимо было к жертвеннику всесожжений и здесь часть его была изливаема на жертвенник, часть выпивалась жрецами. – Против трапезы на южной стороне святилища Господь заповедует поставить светильник (Исх. 26:35). Он был устроен из чистого золота, на подобие дерева, у которого из среднего ствола выходили ветви, по три с той и другой стороны, и были в уровень с высотою ствола. Ствол и ветви украшены были фигурами почек, чашечек и цветков миндального дерева. Поверх ствола и ветвей сделаны были углубления для лампад. В них горел чистый елей, выбитый из маслины. Он горел непрерывно, возобновляемый священниками каждый вечер и утро. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы и под них золотые лотки (Исх. 25:31-37,  27:20). Горящее в седмисвещнике масло было также, как и хлебы с вином, бескровным приношением. Оно было весьма знаменательно в духовном отношении. Вместилище елея – седмисвещник есть образ избранного народа, ветхозаветной Церкви Божией, под таковым образом изображается эта Церковь у пророка Захарии (Зах. 4), руководимая помазанными от Бога князем и первосвященником . Под образом светильников изображаются и новозаветные церковные общества (Откр. 1:20). Елей в светильнике – образ благодати Святого Духа, и даже проводник ее при освящении царей, первосвященников и пророков. Елей горящий – образ благодатного духовного просвещения и оживотворения. Горение елея в семи лампадах – образ обилия и полноты благодати, ибо число семь в Писании употребляется именно в смысле полноты и совершенства (например, словеса Господни сребро очищенно седмерицею (Пс. 11:7). Итак, принося в скинию елей для горения в седмисвещнике, избранный народ благодарно исповедывал пред Господом ту великую милость Его, по которой он сподобился быть сосудом благодати Его, приемником и хранителем света Богооткровенной истины среди окружающего языческого мрака, и вместе выражал молитвенное желание и надежду быть достойным этого преимущества на будущее время. – В промежутке между седмисвещником и трапезою прямо против очистилища (Исх. 30:6) Моисею заповедуется положить олтарь златый в каждение пред кивотом свидения. Кадильный олтарь или жертвенник – это небольшой квадратный стол. Он устроен был из акации, с выдающимися по углам выпусками в форме рогов, и весь обложен был золотом. Для ношения его устроены были шесты, обложенные золотом, которые продевались в четыре золотые кольца, прикрепленные к углам его снизу. На нем ежедневно утром и вечером священники воскуряли благовонные порошки из стакти, оникса, халвама и чистого ливана, всего поровну. Составлять подобное курение для домашнего употребления запрещено было под страхом смертной казни. Рога кадильного жертвенника окроплялись жертвенною кровию (Исх. 30) в день очищения и каждый раз, когда приносима была жертва за грех священника или всего народа (Лев. 4:7, 18). Курение фимиама пред кивотом свидения, или точнее пред завесою, закрывавшею кивот, служило чувственным выражением молитв пред Господом, соединенное с желанием, чтобы они также легко восходили на небо, как легко поднимается дым кадильный, и также приятны были Богу, как приятно для обоняния благовоние фимиама (Пс. 140:2; Откр. 5:8, 8:3-4). Во все то время, когда священник совершал каждение в святилище, народ, стоявший во дворе скинии, благоговейно творил молитвы, соединяя их с молитвою священника (Лк. 1:10). – И положиши покров завесы скинии свидения. Завеса, которою Моисею заповедуется закрыть вход в скинию свидения со двора, надлежало повесить золотыми крючками на пяти покрытых золотом столпах.

Толкование на паремии из книги Исход.

Лопухин А.П.

и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его

См. Толкование на Исх. 40:3