Толкования на Иудифь 5:9

Лопухин А.П.

Ст 9-21 Но Бог их сказал, чтобы они вышли из места пере­селе­ния и шли в землю Ханаанскую; они по­селились там и весьма обогатились золотом, серебром и множе­с­т­вом скота. Отсюда пере­шли они в Египет, так как голод накрыл лице земли Ханаанской, и там оставались, по­ка находили про­питание, и умножились там до того, что не было и числа роду их. И восстал на них царь Египетский, употребил про­тив них хитрость, обременяя их трудом и деланьем кирпича, и сделал их рабами. Тогда они воз­звали к Богу своему, – и Он по­раз­ил всю землю Египетскую неисцель­ными язвами, – и Египтяне про­гнали их от себя. Бог иссушил перед­ ними Чермное море и вел их путем Сины и Кадис-Варни; они выгнали всех обитав­ших в этой пустыне; поселились в земле Аморреев, своею силою истребили всех Есевонитян, пере­шли Иордан, наследовали всю нагорную страну и, про­гнав от себя Хананея, Ферезея, Иевусея, Сихема и всех Гергесеян, жили в ней много дней. И доколе не согрешили пред Богом сво­им, счастье было с ними, по­тому что с ними Бог, не­на­видящий неправду. Но когда укло­нились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они по­терпели весьма сильные по­раже­ния, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их раз­рушен, и города их взяты неприятелями. Ныне же, обратив­шись к Богу своему, они воз­вратились из рас­сеяния, в котором были, овладели Иерусалимом, в котором святилище их, и по­селились в нагорной стране, так как она была пуста. И теперь, по­велитель-го­с­по­дин, если есть заблужде­ние в этом народе, и они грешат пред Богом сво­им, и мы заметим, что в них есть это пре­ткнове­ние, то мы пойдем и по­бедим их. А если нет в этом народе беззакония, то пусть удалит­ся го­с­по­дин мой, чтобы Го­с­по­дь не защитил их, и Бог их не был за них, – и тогда мы для всей земли будем пред­метом по­ноше­ния.

Речь Ахиора замечательно точно, осмысленно и идейно до ортодоксальности представляет историю Израиля. Особенно любопытно здесь то, что Ахиор так верно разгадывает секрет несокрушимой силы и жизненности израильского народа со всеми превратностями его судьбы и испытаниями. Этот секрет — верность Иегове и пути от Него завещанному. Ахиор отмечает на протяжении всей истории израильтян строгое соответствие их благополучия — степени этой верности, и беспристрастно — убежденно и справедливо заключает, что и в данную минуту не сила воинская, хотя бы самая надежная, может решить это в пользу Олоферна, а единственно лишь то, на какой степени верности Иегове народа израильского застигнет нападение на этот народ со стороны Олоферна.