Толкования на Лев. 2:11

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11, 13 Всяк квас и всяк мед, да не принесете от него дар Господу

Закон повелевает не приносить в жертву меда, во-первых, потому, что мед не может быть осолен; законом повелено: всяк дар жертвы вашея солию да осолится (Лев 2:13); во-вторых, потому, что пчелы садятся на тела мертвые, и на все нечистое, воспрещенное законом. В другом смысле воспрещением приносить мед означается воспрещение услаждаться мирскими удовольствиями. Сверх того, закон повелевает осолять жертву солью, то есть, любовью, которая своим приятным вкусом осоляет безвкусие земного.

Толкование на книгу Левит.

Блаж. Иероним Стридонский

Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу

Мед вообще не приносится: «И все, что соприкоснулось [с ним], - говорит, - будет нечисто!». Мед — обозначение удовольствия и сладости, ибо удовольствие всегда губительно, удовольствие всегда неугодно Богу.

Трактат на Евангелие от Марка.


Ибо от уст женщины-блудницы каплет мед, который до времени наполняет гортань вкушающих, а впоследствии оказывается горше желчи. Потому и к священнодействиям Господним мед не приносится, отвергается и воск, который есть прибежище меда, а возжигается в храме Божием масло, которое выжимается из горечи масличной.

Послания.

Лопухин А.П.

Ст. 11-12 Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу; как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание

Хлебное приношение должно быть чуждо всего квасного (chomez), именно в двух его видах: кислое тесто или кислый хлеб (seor) и мед (debasch, по раввинам, фруктовый); то и другое не должно воспламеняться на жертвеннике Иеговы, хотя в пищу человека оба вещества употреблялись. Это запрещение, касающееся жертв бескровных, соответствует требованию беспорочности материала — в постановлениях о жертвах кровавых. Квасное производит брожение, а это последнее рассматривалось как родственное гниению, и потому являлось образом нравственной порчи, греха (jezer hara, йецер-гара у раввинов — первородный грех, похоть; ср. евангельские изречения о «закваске фарисейской» — лицемерии, Лк XII:1; Мф ХVI:6; 1 Кор V:6–8). Мед, особенно фруктовый, по Плинию, также легко окисляется и служит для получения закваски (отсюда у раввинов гл. hidbisch = слащаветь, портиться), кроме того, по Абарб., означает недостаточную деятельность рассудка, а при богослужении все силы духа должны были быть собраны и сбережены на служение Богу. По блаж. Феодориту, под именем кваса разумеется ветхость лукавства, а под именем меда запрещается сластолюбие (вопр. 1 на кн. Левит).