Толкования на Мал. 2:6

Свт. Кирилл Александрийский

Закон бе истины во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. В мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды

Закон бе истины во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. Повелевал ведь закон избегать лжи, говорить прямо и правдиво и стараться в каждом деле творить суд правильный и непревратный (ср. Исх. 23:6–7; Лев. 24:22). А истиной, кажется, опять называет Господа нашего Иисуса Христа, Коего закон, говорит, носили на своих устах ведшие священноприличное житие. Ведь если и был, как я сказал, в сенях закон, но было в нем изображение истины и предуказание в письменах на евангельские откровения, ибо в прообразах мы должны находить значение служения в духе. А что Христов был откровенный древним чрез Моисея закон, в сем убедит Спаситель, говоря: «не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Аминь бо глаголю вам: дондеже пребудет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, донжеже вся будут» (Мф. 5:17–18).

В мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды. Мир имеет к Богу (Рим. 5:1) – что под этим можем разуметь мы и другие знатоки божественных словес, кроме того, чтобы думать и поступать так, как Он желает, и никоим образом не прогневлять Его, а напротив – стремиться иметь доброславное поведение и совершать достодолжную и законосообразную жизнь? Так и божественный Павел провозгласил нам: «оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу» (Рим. 5:1). Так чтим мы, ведая, Сущего по естеству и истинного Владыку. А воздавая почтение и твари, при владычестве над нашим умом нечистого и мерзостного греха, мы противимся Владыке и как бы становимся на сражение против Него, поднимая жестокую выю и уже стараясь неповиноваться и упорствовать. И в этом удостоверит ученик Спасителя, говоря: «не весте ли, яко любы мира вражда Богу есть? и иже восхощет друг быти миру, враг Божий» становится (Иак. 4:4). Но обратившись чрез веру к Богу всяческих с уничтожением греха, при отсутствии всякого препятствия и когда никто не отлучит нас от близости к Нему, – мы как бы соединяемся с Ним посредством всякой благопристойности, пойдем прямым путем и будем ступать по истинно прекрасной стезе, направляя на нее себя самих и других. Но стараться быть в таком состоянии всего более приличествует святым священнослужителям, о коих можно со всей справедливостью сказать: «в мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды». Ведь подчиненные всегда почти идут во след благоповедения своих начальников, и кои (из начальников) ходят прямым путем, те спасают многих и легко убеждают их, оставив жизнь необузданную и проклятую, и нравы неправедные, предпочесть и любить превосходнейшее и достославнейшее, – что может заслуживать похвалу у Бога и людей.

Толкование на пророка Малахию.

Прп. Ефрем Сирин

Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его. Он брал свою часть, а к Моей не прикасался. И в мире исправляяй иде со Мною; посему вопрошали его, как Ангела, чтобы из его уст научиться закону.

Блж. Иероним Стридонский

Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха

См. Толкование на Мал. 2:5

Лопухин А.П.

Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха

Прежде в устах Левия постоянно был закон истины. Это значит, что священники в своих требованиях, обращенных к приносителям жертв, руководились только предписаниями Моисеева закона, не отступая от них ни на йоту. Той неправды, тех неосновательных извинений, какие измыслили теперь священники в оправдание приносителям негодных жертв, в те далекие времена еще не высказывали служители алтаря. Левий ходил, т. е. жил спокойно (в мире), потому жил по правде, как требовал закон Иеговы. Он отвращал от греха многих — не так поступал, как нынешние священники, которые своею излишнею снисходительностью наводят многих на мысль обмануть Бога через принесение негодного животного вместо беспорочного (ср. I:14).

См. также Толкование на Мал. 2:1