Толкования на Мал. 2:8

Свт. Кирилл Александрийский

Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих в законе, растлисте завет Левиин, глаголет Господь вседержитель

Благонравию достойнейших некоторым образом противопоставляет преступления нерадивых, и противоположением лучшего обличает худшее. Как «свет во тме» является (Ин. 1:5) и совершается в немощех сила (2 Кор. 12:9), так и красота добродетели имеет более ясный вид, если рядом с нею полагается какое-либо зло или грех. Итак, некоторые прожили священнодостойно, в мире исправляя себя самих и других, и были с Богом, и многих обратили от неправды, ибо носили в устах знание и были точными толкователями божественных законов. Бывшие же после них, к коим (обращена теперь) речь, «уклонились от пути», ибо отпали от справедливости, немало повредили себе самим и другим, и многих изнемоществили в законе, то есть сделали немощными и недеятельными в избрании жизни законосообразной. Ведь если начальство ходит вне закона, то не естественно ли без всякого сомнения уклониться (от закона) вместе с ним и подчиненным, и вместе с выдающимися пасть и тем, кои находятся в низшем положении и обладают меньшим разумением? Да, как сообразующийся с законом и праведный священник подчиненных своих соделывает подражателями своих достоинств, так и напротив; ибо если сами они растлили закон Левиин, то вероятно ли было, чтобы тайноводствуемые ими считали закон достойным почитания?

Толкование на пророка Малахию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 8, 13-14 Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих. Слезы покрыли дом Господень. Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси. Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали супружескую верность к своим женам. Оставленные жены приходили во святилище и проливали там слезы. Почему священник, обличая такие дела мужей, говорил: сие последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8 – 9 Вы же отклонились от пути и весьма многих соблазняете относительно закона. Вы сделали недействительным договор [Мой] с Левием, говорит Господь воинств. Поэтому Я и сделал вас презренными и жалкими для всех народов, так как вы не сохранили путей Моих и лицеприятствовали при исполнении закона

Это не относится к лицу Христа, но к тем, которые поставлены на служение Ему, как это понятно благоразумному читателю, даже и без моего замечания. Смысл места этого такой: Я хотел сделать вас тем, что показано в выше приведенном отрывке, и о чем Я чрез Моисея говорил во Второзаконии: Предоставьте Левию учение его и истину – мужу праведному (Втор. XXXIII, 8, – по тексту LXX) и проч. А вы отступили или отклонились от правильного пути, хотя Я и говорил: Не уклоняйся ни направо, ни налево (Втор. V, 32), и сделали многих нетвердыми в законе, или соблазнили относительно закона, как перевели Акила и Симмах. Уклоняться направо это значит воздерживаться от той пищи, которую Бог сотворил для употребления, осуждать брак и принимать то, что запрещено в другом месте: Не будь слишком праведен (Еккл. VII, 17 по тексту LXX). Уклоняться налево это значит, если кто предается роскоши и похоти и соблазняет многих в законе: таковому было бы лучше, если бы ему повесили на шею мельничный (ослиный – asinarius) жернов и он был бы брошен в море, чем соблазнить единого из малейших (Мф. XVIII, 5). А нетвердыми в законе сделали многих те, которые, хотя чрез веру во Христа и получили силу веры, но делают нетвердыми их вследствие нерадивого поведения своего; относительно их весьма справедливо сказано: Вы сделали недействительным договор Мой с Левием, договор жизни или мира и прочее, относящееся, – как мы сказали, – к служению священника. Посему и Я, говорит Он, сделал вас презренными и отверженными у всех народов, чтобы они унижали вас и вместо славы и чести попирали вас, как отверженных и презренных, ибо вы не сохранили путей Моих и лицеприятствовали в исполнении закона. Среди многих грехов Левия и тех священников Божиих, которые произошли от Левия, крайним и самым главным поставляется тот грех, что они лицеприятствовали в исполнении закона, так что рассматривали не дело, а взирали на лица, презирая бедного праведника и охотно принимая и почитая богатых, но несправедливых. К ним обращена речь в восемьдесят первом Псалме: Доколе будете судить неправедно и принимать лица грешников (Пс. LXXXI, 2), и Апостол Павел говорит к Галатам: Бог не принимает лица человека (Гал. II, 6). Более полно обличает и осуждает этот грех Апостол Иаков (Иак. II, 1 – 10). Будем думать, что то, что говорится древне – еврейскому народу, говорится также и нам, чтобы мы предохраняли себя от пороков и не лицеприятствовали в исполнении закона и, будучи почитателями закона Божия, не предпочитали лжи истине.

Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона

Современные священники, вместо того, чтобы учить народ истинному пониманию и исполнению закона Моисеева, соблазняют его нарушать этот закон разными извинениями (см. гл. I ст. 13-й). Этим они разрушают завет Левия с Богом (см. ст. 5-й), и Бог, вместо того, чтобы благоволить к ним, лишит их всякого авторитета в глазах народа: народ перестанет обращаться к ним за научением. — Лицеприятствуете в делах. Здесь пророк указывает на другой порок священников — на их лицеприятие в решении судебных дел, в решении которых священники принимали участие по закону (ср. Втор. XIX:17).

См. также Толкование на Мал. 2:1