Толкования на Мал. 2:11

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 Зане оскверни Иуда святая Господня, яже возлюби, и прейде к (предался, послужил) богом чуждим. Потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже и смирится от селений Иаковлих и от приносящих жертву Господу вседержителю

Возненавиден, говорит, Иуда не другим каким-либо из иноплеменных народов, но самим же Иудою, осквернившим закон тем, что склонился к любви к чужеземным женам, стал стараться об угождении им, возлюбил отступление от Бога и предался служению идолам. Некоторые, как сказал я, увлекались к этому, следуя за своими противозаконными сожительницами и всеми силами стараясь об угождении им, подобно тому, как и освобожденные из Египта (израильтяне) вступали в связь с женами мадиянитян или моавитян и вскоре дошли до такого безумия и нечестия, что даже служили Веелфегору. За эту вину, несчастные, погибли (Чис. 25:1). Итак, Бог всяческих проклинает того, кто совершает это и нечестиво предан столь беззаконным деяниям. И если он будет одним из этих мирян, то (проклинает его Бог) «дóндеже потребится от селений» Израилевых, то есть пока не погибнет совершенно и не исчезнет память о его существовании. Если же это кто-либо из поставленных на священнослужение, то (проклинает его Бог) «дóндеже… смирится от… приносящих жертву Господу вседержителю», то есть пока не погибнет и не изгонится из священнических списков, ибо вместе с прочими и некие из священников, как сказал я, впадали в преступление мирян и побеждались чужеземными женщинами, совершенно пренебрегая божественными откровениями.

Посему, если проклят прогневляющий Бога и старающийся Его откровениям противопоставить мирские наслаждения, не станем отказываться от добродетели и не будем обращать никакого внимания на тех (проклятых), но устремимся к просветлению душ своих достоинствами благопослушания. При таком условии освободит от проклятия и в изобилии дарует нам блага Своего милосердия Владыка всяческих.

См. также Толкование на Мал. 2:10

Толкование на пророка Малахию.

Блж. Иероним Стридонский

Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога

См. Толкование на Мал. 2:10

Лопухин А.П.

Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога

Пример такого нарушения закона представляет женитьба евреев на язычницах, строго запрещенная в законе (Исх. XXXIV:11–16). Израиль — это не израильское царство, которого тогда не существовало уже, а обозначение еврейского народа вообще, как он представлялся иерусалимскою общиною. — Святыню Господню — т. е. тот «завет отцов», о котором сказано выше (ст. 10-й). — Дочери чужого бога. Так как евреи были сыны Иеговы, то язычницы представляются пророку дочерьми также бога, но другого, не еврейского (ср. Втор. XXXII:19; Чис. XXI:29).

См. также Толкование на Мал. 2:10