Толкования на Мал. 3:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Се, аз послю ангела моего, и призрит путь пред лицем моим. И внезапу приидет в храм свой Господь, егоже вы ищете, и ангел завета, егоже вы хощете. Се, грядет, глаголет Господь вседержитель: и кто стерпит день пришествия его? или кто постоит в видении его

Се, аз послю ангела моего, и призрит путь пред лицем моим. И внезапу приидет в храм свой Господь, егоже вы ищете, и ангел завета, егоже вы хощете. Весьма благовременно речь предлежащего нам пророчества переходит к таинству Христову, ибо Еммануил «бысть нам… от Бога и Отца правда… и освящение и избавление» (1 Кор. 1:30), – очищение всякой нечистоты, сложение грехов, отвержение постыдного, путь к наилучшему и приличнейшему, некая как бы дверь и вход к жизни вечной, – всякое исправление произошло чрез Него и низвержение жестоковластия, и обретение правды. Да и чем досточудным не обогатились мы чрез Него? Итак, «се, – говорит, – послю ангела моего, и призрит путь пред лицем моим». В этих словах, кажется, делает предвозвещение о святом Крестителе, ибо негде и Сам Христос сказал: «сей… есть, о немже есть писано: се, аз послю ангела моего пред лицем твоим, иже устроит путь твой пред тобою» (Мф. 11:10 ср. Лк. 7:27). Так указал нам его и божественный Исаия, говоря: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего» (Ис.40:3 ср. Мф. 3:4; Мк. 1:3; Лк. 3:4; Ин. 1:23). Когда это случилось, говорит, и после того как недолго действовал назначенный возвещать это «внезапу приидет, – говорит, – в храм свой Господь, Коего вы ищете, и ангел завета, Коего вы желаете». Подтверждает это и блаженный Иоанн, говоря приходившим на крещение покаяния: «я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем» (Мк. 1:7 ср. Мф. 3:11; Лк. 3:16; Ин. 1:26–27). Итак, понимаешь, как тотчас вслед и как бы по стопам предвозвещавшего шествовал Христос, делавший Себя неизвестным (дотоле) для обитателей всей Иудеи и являвшийся как бы внезапно и неожиданно. Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком, – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это. Итак, название ангелов служит обозначением деятельности, а не сущности. «Приидет же, – говорит, – в храм Свой или потому, что стало плотию Слово» (Ин. 1:14) и обитало как в храме в пречистом (воспринятом) от Святой Девы теле, – или, как веруем, с совершенным человеком, говорю, из души и тела (состоящем), соединился непосредственно и домостроительно, – или же просто называет храмом как бы священный и Ему посвященный город, очевидно Иерусалим, или же как в типе Церковь. Объявление же Своего пришествия Он делал с многообразными чудотворениями, «проповедая евангелие царствия, и исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех» (Мф. 4:23), как написано. Итак, «приидет… Господь», – говорит, – «Кого вы ищете», говоря от малодушия: где «есть Бог правды?» (Ис. 30:18). А приидет Он, уча тому, что выше закона и превышает сень и образы; ибо будет ангелом (вестником) завета, древле предвозвещенного гласом Бога и Отца, Который сказал негде к священнопророку Моисею: «пророка им возставлю из братий их, как тебя: и положу слова мои во уста его, и будет говорить им соответственно всему, что заповедаю ему» (Втор. 18:18). А что Христос был Ангелом Нового Завета, это уяснит блаженный Исаия, говоря о Нем: «яко всяку одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже началство бысть на раме его, и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис. 9:5–6), очевидно Бога и Отца. Посему и говорил: «от себе не глаголю», «но пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин. 12:49). И подлинно, слово Спасителя не было словом человеческим, но от Бога и Отца чрез Сына, сущего по естеству (таковым), был для нас (Вестником воли Божией), ибо Он есть Слово Родившего Его, в чем удостоверит и устами Давида, говоря: «отрыгну сердце мое слово благо» (Пс. 44:2).

Се, грядет, глаголет Господь вседержитель: и кто стерпит день пришествия его? или кто постоит в видении его. Подобно сему и вполне сходственно сказанное Исаией: «укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся» (Ис. 35:3–4), – и опять в другом месте: «се, Бог наш …со властию» (Ис. 40:10). Указывая на Него, как на непременно имеющего прийти, лучше же – как уже на присутствующего, ясно открывает, что и время пришествия Его в сей мир не будет отложено надолго. А что сила домостроения не будет для некоторых бездейственна и для непослушных не окажется выносимой, сему научает в словах: «и кто стерпит день пришествия его? или кто постоит в видении его?» «Пришествием» называет вхождение Единородного с плотию в сей мир, а «видением» – как бы явление Его. Будучи невидимым по природе как Бог, Он стал явленным, восприяв подобие с нами. Ясно предвозвестил это и Псалмопевец, говоря в духе: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Пс. 49:3), – ибо «бысть плоть Слово», как говорит божественный Иоанн, и «вселися в ны» (Ин. 1:14), и в «зраке раба» был (Фил. 2:7). Но для возлюбивших Его явление Он нисколько не тягостен, а напротив – смирен и кроток, и жизни вечной Податель. Так и Бог и Отец сказал негде о Нем: «се, Отрок Мой, Возлюбленный, о Нем же благоволих: не преречет, ни возопиет, ниже услышится вне глас Его: трости сокрушенны не преломит и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд» (Мф. 12:18–20 и Ис. 42:1–3). Впрочем, бесчестившим спасение чрез Него и не допускавшим очищение чрез веру, предстояло претерпеть все наихудшие из зол; ибо погибли они, бедные. Посему-то и говорил сборищам иудейским: истинно говорю вам, яко «аще… не имете веры, яко аз есмь,у во гресех ваших умрете» (Ин. 8:24). Сказал негде и Иоанн: «веруяй в Сына не судится, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя… Сына Божия» (Ин. 3:18), – провозглашал и самим израильтянам: «уже… секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф. 3:10). Итак, для неверующих невыносимым и весьма тяжким стало время «пришествия» и «видения Его»: они оказывались сами погубляющими свои души и имеющими умереть во грехах своих, так как не восхотели право мыслить и допустить в ум и сердце очищение чрез веру. Итак, «кто стерпит», говорит, «день пришествия Его? или кто постоит в явлении Его?» То есть: кто будет столь жесток и упорен, чтобы во время и в день входа Его в мир (очевидно, с плотью, чрез которую Он мог быть и осязаем или видим) устоять и быть несокрушенным? Без всякого сомнения и всенепременно будет наказан он и получит горькое возмездие за свое безумие.

Толкование на пророка Малахию.

Свт. Филарет Московский

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф

Почему Вы думаете, что у Малахии говорит Христос? Внезапу приидет в церковь Свою Господь - это говорится о Нем; следственно, можно полагать, что говорит не Он, а Бог Отец или Дух Святой.

В словах: Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим (Мк. 1:2) Вы останавливаетесь на последних словах и заключаете, что говорит Христос: «Посылаю Иоанна Крестителя предо Мною». Если и так, то не беда, что евангелисты представляют говорящим Лицо, Которое мы уже нашли говорящим в словах: приидет в церковь Свою Господь.

Но возьмем для сравнения слова Господни в Книге Исхода (33, 14): Лице Мое пойдет, и упокою Тебя. Почему не сказано: «Я пойду»? Не Лицо ли Божества недоведомое, Бог Отец указует на Лицо являемое, на Сына Божия воплощаемого? Посему и пророчества Малахии не могут быть принимаемы от лица Бога: Се, Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим, то есть пред воплощаемым и являемым Лицом Божества, пред Богочеловеком Христом.

Но у евангелиста речь сия обращена к Сыну Божию: посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим. Это значит, что евангелист созерцает в области божественного слово, которое пророк написал, уже нисшедшее на землю к человекам, Егоже вы ищете. Не будем взыскательны за то, что евангелист созерцает выше пророка.

Можете жаловаться, что сие толкование представляется изысканным. Не стану спорить. Но и Вы не станете спорить, что в Ветхом Завете нельзя искать так ясных выражений таинства Святой Троицы, как у отцов Никейских, но искать указаний на сие таинство и там должно, потому что и там действовала Пресвятая Троица и неясными откровениями приготовляла к более ясному.

Письма.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение I. Почему Марк, начав [Евангелие] и сказав: «Начало Евангелия Иисуса Христа» (Мк. 1:1), прибавил: «как написано у Исайи пророка – вот, я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим» (2-3) и прочее. Однако это [изречение], хотя и немного отличающееся по словам, не у Исайи находится, а у Малахии (Мал. 3:1)?

Разяснение Мк. 1:1

Прп. Ефрем Сирин

Се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Моим

Говорит сие Христос об Иоанне Крестителе, посланном уготовать и уравнять путь. Какой же путь? - Тот, который сыны Левиины сделали негладким.

Блж. Иероним Стридонский

Вот Я посылаю [или: пошлю] вестника Моего, и он приготовит путь пред лицеем Моим. И вслед затем ко храму Своему придет Владыка, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы хотите

В Евангелии Господь истолковал это место в применении к Иоанну Крестителю так: Он есть тот, о котором написано: Вот Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим и уготовает путь Твой пред Тобою (Mф. XI, 10); но Он употребил не те слова, которые перевели LXX толковников. Евангелист же Марк, соединив в одну речь свидетельства Исаии и Малахии начал [свое Евангелие] так: Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии пророка: Вот Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Марк. I, 1, 2). Это же мы читаем у Малахии, хотя и в других выражениях. А следующие затем слова: Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, сделайте прямыми пути Его (Марк. I, 3), сказаны у пророка Исаии (Ис. XL, 3); и непосредственно затем Евангелист изъясняет то и другое свидетельство, о которых идет речь, так: Был Иоанн, крестивший в пустыне и проповедавший крещение покаяния во отпущение грехов (Марк. I, 4). Впрочем и Евангелисты, толкуя изречения пророков в отношении к Иоанну, хотя по смыслу и согласны между собою, но в выражениях отличаются. В самом деле, вместо переведенного у LXX: правыми сделайте пути Бога нашего, Марк и Лука употребили слова: правыми сделайте пути Его, а Иоанн говорит: Исправьте путь Господу. Из этого очевидно, что Апостолы и Евангелисты не следовали руководству (auctoritatem) LXX толковников, а как владеющие Еврейским языком не нуждались в нем; но и из Еврейского текста они не переводили буквально того, что читали; они не заботились о слогах и составных частях слов, когда передавали истинное значение мыслей. Что это было так, об этом мы говорили во многих местах, а особенно это подтверждено вместе собранными многими доказательствами в той нашей книге, которая озаглавливается: De optimo genere interpretandi (О наилучшем способе [или роде] толкования). – Итак слова: Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим произнесены от лица Иисуса Христа в том смысле, что Он послал Иоанна в пустыне иудейской проповедать крещение покаяния в отпущение грехов. А дальнейшие слова: И вслед затем придет к храму Своему Владыка, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы хотите, Он произносит о Себе, как бы о ком – то другом соответственно обычаю Писаний. Но ни для кого не является сомнительным, что этот Владыка есть Спаситель, Который есть Творец всего и Ангел завета и называется Ангелом великого совета. А другие думают, что слова: Вот Я посылаю вестника Моего и приготовить путь пред лицем Моим сказаны от лица Отца; а следующие затем слова: Вслед за тем придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете и Ангел завета, Которого вы хотите, эти толкователи относят к Господу Спасителю, как сказанный от лица Бога Отца. А путь Иоанном приготовляется, и тропинки для Бога нашего уравнивает он именно в сердцах верующих, в которых прежде этого Бог не мог ходить вследствие развращения их и неверия. А под храмом разумеетcя или церковь, или каждый из верующим в церкви. Устрояйте жилища духовные, священство святое, принося духовные жертвы и удобоприемлемые Богу чрез Христа Иисуса (I Пет. II, 5). О тех же, которые уверовали, говорится: Не знаете ли вы, что вы есте храм Божий, и Дух Божий обитает в вас? (I Кор. III, 16). Слова: Вот Я посылаю вестника Моего Иудеи считают сказанными относительно Илии пророка, а следующие слова: Вслед затем придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы хотите они относят к Помазаннику (ἠλειμμένον), т. е. ко Христу своему, Который по их уверению должен [или: имеет] придти в последнее время. Но я удивляюсь, каким образом исход событий не внушает им познания истины. В самом деле, ведь Владыка [по слову пророка] найдет храм Свой, который [ныне] разрушен до основания, или может быть [они воображают], что пред пришествием Христа он должен быть снова выстроен другим; но тогда что же больше будет делать Он, когда все будет восстановлено другим? Господь наш, изъясняя место Евангелия об Илии в отношении к Иоанну Крестителю, говорит: Если хотите, он есть Илия, который имеет придти (Mф. XI, 14), о котором и здесь тот же пророк, которого мы изъясняем, говорит: Вот Я посылаю вам Илию пророка, прежде чем наступит день Господа великий и страшный (Малах. IV, 5). А. каким образом Иоанн есть Илия, путь к пониманию этого Он дал нам говоря, что Иоанн придет в духе и силе Илии.

Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П.

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф

На поставленный в 17-м стихе второй главы вопрос — существует ли, на самом деле, правосудие Божие, пророк говорит, что это правосудие существует, и скоро явится Иегова, Которого так жаждут узреть евреи, как Судию над нечестивцами. — Вот Я посылаю — точнее: «вот, Я посылающий». В еврейском тексте здесь поставлено причастие наст. времени в соединении с частицей «вот», а такое соединение особенно часто употребляется для обозначения будущих событий, имеющих наступить рано или поздно. Поэтому и в настоящем случае вместо: «Я посылаю» лучше читать: «Я пошлю». Я — это, как видно из последних слов стиха, Сам Господь Саваоф. — Ангела Моего. Стоящее здесь в еврейском тексте слово «Малеахи» может означать и одного из бесплотных духов, посылаемых для исполнения на земле велений Иеговы, и простого человека, уполномоченного от Иеговы возвестить Его волю людям. Но Господь Иисус Христос относит это название к Своему Предтече, Иоанну Крестителю (Мф XI:10). Так же истолковывали это наименование и Евангелисты (Мк I:2-4). Поэтому, во избежание недоразумений и, в особенности, ввиду того, что во второй половине стиха снова говорится об «Ангеле», под Которым разумеется уже не простой смертный, в настоящем случае вместо выражения «Ангела Моего» лучше поставить выражение: «вестника Моего». Кого понимали под «вестником» слушатели пророка — этот вопрос не имеет особого значения. Можно только сказать — на основании IV гл. 5-го стиха, — что они могли видеть здесь предсказание о пришествии пророка Илии. Для нас важно, что все толкователи христианской древней Церкви видели здесь, согласно с Евангелием, предсказание о пришествии Иоанна Предтечи. Разбор мнений новейших западных толкователей см. у Тихомирова, с.422–431. — И Он приготовит путь предо Мною, — т. е. сделает своею проповедью то, что евреи будут в состоянии — с нравственной стороны — принять Господа. Образ самый заимствован из обычаев, соблюдавшихся при царских пришествиях в Персию. Особые вестники возвещали о прибытии царя в ту или другую область для того, чтобы жители ее могли достойно встретить его. — И внезапно, т. е. деятельность вестника не подготовит всех к принятию Господа-Судии, и для многих это пришествие явится совершенно неожиданным. — В храм Свой — как в Свой дворец (Иоил III:5; Иер VII:4). Бог был Царем Израиля (I:14). — Господь — по-евр. Га-Адон — без сомнения, Сам Иегова. — Которого вы ищете — намек на возражение евреев против существования Праведного мздовоздаятеля, см. II:17. Может быть, в этих словах находится намек и на то, что, современные Малахии, евреи не были довольны тем, что в новопостроенном храме не было облака, этого видимого знака присутствия Иеговы, а также не было и ковчега завета, на котором прежде таинственно восседал Иегова. Им могло казаться, что Иегова не живет среди Своего народа (Тихомиров, стр. 436). — Ангел завета. Так как этому лицу должен предшествовать «вестник», или Предтеча, то ясно, что здесь разумеется какое-то высшее лицо, а не простой посланник Божий. Кто же здесь разумеется? Вероятнее всего предположение, что выражение «Ангел завета» — то же, что часто употребляющееся в Ветхом Завете выражение «Ангел Иеговы». Как под «Ангелом Иеговы» понимается у новейших экзегетов Сам Иегова, только не по существу Своему, а в Своем явлении и деятельности среди избранного народа (Тихомиров), так и под «Ангелом завета» следует разуметь также Иегову, поскольку Он выступит как стоящий, в силу заключенного некогда с евреями завета, в особых отношениях к еврейскому народу. Евреи требовали, чтобы Иегова вознаградил их за терпение, как было условлено в завете, заключенном при Синае (Исх XX:7). Иегова, поэтому, скоро и придет для того, чтобы сделать это, поступить с евреями как требует этот завет. Они должны ждать Его именно как Ангела или исполнителя завета, в котором были указаны и обещания Иеговы, и обязанности Израиля. Но при этом несомненно, что Иегова отличает от Себя «Ангела Завета» как особую Личность: Он является посылающим, Ангел завета — посылаемым, хотя и действующим как Иегова, со всеми Его правами и силою. Поэтому, последние слова пророчества: «вот, Он идет» нельзя понимать только как своеобразный способ выражения, когда говорящий говорит о себе в третьем лице (у Малахии же напр., Бог говорит: «молитесь Богу» — I:9), а, согласно с Евангелием, следует рассматривать как обозначение Сына Божия, Который, в силу единства Своего, по существу, с Богом Отцом (Ин X:30), является здесь как Иегова и Ангел завета.

Ст. 1-12 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф

Третья речь: день Господень

Очистительное действие суда Иеговы

В ответ на заявляемое евреями желание — увидеть праведный суд Божий — пророк возвещает, что Иегова, как Ангел завета, явится прежде всего для суда над потомками Левия, чтобы очистить их от их неправд, а потом произведет суд Свой и над всеми евреями, которые теперь оскорбляют Иегову своекорыстием в отношении к выбору жертвенных животных и утаиванием полагающихся на храм десятин и приношений. Пусть евреи исправятся — только тогда они могут рассчитывать на милости Божии.

Толковая Библия.