Толкования на Мал. 3:3

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-4 И будут Господеви приносяще жертву в правде. И угодна будет Господеви жертва Иудова и Иерусалимля, якоже дние века и якоже лета преждняя

Посвятятся, говорит, Богу, ибо это, думаю, означает: «будут Господеви приносяще». А посвящаемся мы Богу, когда живем уже не для себя самих, но всецело отдаемся любви к Нему и всею силою стараемся совершать благоугодное Его божественным мановениям. Нечто такое сказал и божественный Павел о Спасителе всех нас Христе: един «за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» (2 Кор. 5:15). Описывая же нам как бы красоту своего жительства, сказал опять: «Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и давшаго себе по мне: не отметаю благодати Божия» (Гал. 2:19–21). Итак, «будут, – говорит, – приносяще Господеви», то есть посвятятся воле Его, не земное помышляя (Фил. 3:19), не скверны неправды любя, не жестоковластие над кем-либо предпочитая, но напротив – принося жертвы правды. О сем, кажется мне, весьма премудро говорит и Павел: «прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает» (Евр. 7:12), ибо мы, призванные во Христе к священнослужению, уже не допускаем кровавых жертв и дыма (от сожжения их), не приносим Богу и овнов или козлищ, но совершаем в церкви мысленную во Христе жертву, святую и духовную, и Самого Его (Христа) приложив в освящение и в причастие жизни вечной, как бы некий изрядный фимиам приносим благовония из добрых дел. И жертвопринося Ему правду, надеемся, что и мы будем приятны Ему, ибо написано: «чти Господа от твоих праведных трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (Притч. 3:9). Никакими другими жертвами, кроме этих только, думаю, не благоугождается Бог всяческих. Посему о призванных во Христе к священнослужению сказал, что они будут лучше прежних, не закалая тельцов подобно тем, и не оскверняя жертвенник по причине приношения хлебов оскверненных (Мал. 1:7), но как бы в качестве фимиамов принося Богу правду и мысленное благолепие евангельского жительства. Таким образом, они будут совершать благоприятное богослужение, так что оно никоим образом не отдаляется от жертв, приличествующих «дням века», то есть жизни святых на небесах духов, кои живут постоянные и непрестанные дни или времена. Преизобилуют, говорит, и «времена (лета) прежние», то есть богослужение святых, которое было во времена прежние, ибо славное достоинство древних состояло в послушании. Так Авраам приносил своего сына Богу «и вменися ему вера в правду» (Гал. 3:6; Быт. 15:6) «и друг Божий наречеся» (Иак. 2:23). Так и Ной приготовил ковчег для спасения дома своего, как написано (Быт. 6:1). Итак, «угодна будет, – говорит, – жертва Иудова», то есть народа, носящего обрезание в сердце и духе, – «и» также (угодна будет жертва) «Иерусалимля», то есть умственного Иерусалима или Церкви, как и жертва обладающих днями века (вечными) и бывших в прежние времена святых, кои соделались благоприятными (Богу) посредством послушания и веры. Перечисляет их и божественный Павел в послании к евреям, говоря, что верою оправдываются многие (Евр. 11:1–40).

См. Толкование на Мал. 3:2

Толкование на пророка Малахию.

Прп. Ефрем Сирин

И яко мыло исперет сыны Левиины; очистит и возвратит им ту светлость, какую имели прежде.

Блж. Иероним Стридонский

и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде

См. Толкование на Мал. 3:2

Лопухин А.П.

и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде

См. Толкование на Мал. 3:2